Размер шрифта
-
+

Иркутская археология: газетный компендиум советского периода. Часть I. 1919—1941 гг. - стр. 12

Эта пещера находится в скале и длина ее до 1 версты (?).

Раньше вход в пещеру был очень велик, но в данное время вследствие обвала в пещеру трудно проникнуть.

По преданиям у туземного населения в пещере в древнее время жили какие-то «князьки», спасавшиеся от преследований «Белого царя», т. е. русских.

Эта пещера еще никем не исследована.

Погребения в камнях. II

Приблизительно в 1 ½ версте от расположения пещер в местности Байды находится древнее кладбище.

Это кладбище помимо своей древности интересно еще и по своему виду погребения: здесь древние насельники в качестве могил использовали естественные пустоты между камнями, в выходах горных пород.

Пустоты между камнями представляли вид ящиков, открытая сторона которых и была завалена плитами камней.

Издали выходы горных пород имеют вид громадных каменных курганов.

Как известно, такого рода погребений на территории Сибири до сего времени не наблюдалось.

Мною раскопано четыре могилы на этом интересном кладбище, причем установлено два способа погребения: простое и погребение с трупосожжением.

При простом погребении костяк умершего лежал на каменной плите, но без гроба и головой на восток.

В голове в ногах умершего стояли глиняные горшки, на что указывает присутствие глиняных черепков.

У одного костяка между разбросанными фалангами пальцев найден железный нож. Черепов во всех могилах не обнаружено, а найдены лишь челюсти, вероятно, черепа были раздавлены плитами камней.

В могиле с трупосожжением найдены лишь черепки от нескольких горшков, угли и большое количество костей животных.

Некоторые кости были сильно обожжены.

Нахождение черепков, ножа и др. предметов указывает, что у древних насельников этого места, равно как и у всех сибирских инородцев существовало верование в загробный мир, являющийся, по их воззрениям, непосредственным продолжением земной жизни.

И если по их воззрениям умерший будет снабжен пищей и всем необходимым ему в загробной жизни, то он вскоре же оставит свое земное жилище и уйдет «в царство мертвых», и призрак умершего уже не будет беспокоить родственников.

Потому могила в воззрениях сибирских инородцев – шаманистов всегда является священным местом.

Кому принадлежат эта древности, определенно сказать затруднительно, но все же на основании некоторых данных их можно приписывать монголам. По преданиям у местного населения, здесь жили монголы из рода Эдигей перекочевавшие сюда после битвы в местности Абазаев Утуг.

(Продолжение следует)


Власть труда, 1922, 14 янв. (№11), С, 3.

1922.2. Древности Ольхонского края (из отчета члена научной экспедиции П. П. Хороших)

Страница 12