Размер шрифта
-
+

Иран. Самый полный путеводитель - стр. 28

Ныне о спортивных играх на площади напоминают лишь старинные столбики-«ворота» для чоугана. На площади устроены уютные лужайки, бьют фонтаны. Автомобильное движение разрешено лишь в одной части площади (все же здесь находится базар, и совсем запретить въезд нельзя). Зато тут можно прокатиться в небольшом экипаже, погрузившись в атмосферу средневекового Востока под журчание фонтанов. Все здания на Нагше-Джахан соединены двухэтажными крытыми галереями с арками, большую часть которых занимают лавочки знаменитого базара.

Ваш взгляд сразу же привлечет великолепная мечеть Имама (или мечеть Шаха – в честь Шаха Аббаса I) (пл. Нагше-Джахан (площадь Имама). Открыто: 9.00-16.30 (закрывается на молитву по пятницам в первой половине дня)). в южном конце площади. Самый знаменитый памятник Сефевидов также считается высшим достижением иранского искусства возведения мечетей. Мечеть строилась 18 лет, с 1611 г. Шах так хотел увидеть результат, что требовал от архитектора начать работу над стенами прежде, чем устоится фундамент. Понимая, что работа будет загублена, Али Акбар Исфахани спрятался от шахского гнева и выждал положенное время. Позднее, когда стало ясно, что архитектор был прав, шах, конечно же, его простил. В 1629 г. шах Аббас успел увидеть окончание проекта всей своей жизни, однако внутреннее убранство продолжали украшать еще год спустя после его смерти. Каждый сантиметр мечети покрыт великолепными многоцветными изразцами. Для нее даже придумали специальную технику – «хафт-ранг» («семь цветов»), позволявшую тратить меньше времени на трудоемкую ручную роспись. Ныне семицветные изразцы (хотя в декоре мечетей традиционно преобладают различные оттенки синего и голубого, а также желто-золотой цвет) – предмет гордости иранцев. Великолепие красок и совершенство структуры здания не имеют себе равных. Над ним работали лучшие архитекторы, художники и каллиграфы своего времени.

Общая площадь мечети Имама  – 12 200 м>2, на ее строительство ушло 18 млн. кирпичей и 472 500 изразцов. Высокий входной портал украшают так называемые мукарны (элементы свода, похожие на пчелиные соты или сталактиты). Интересны и детальные рисунки, выложенные из изразцов, и каллиграфические надписи. Считается, что, зайдя в эти двери (отделанные золотом и серебром и установленные в 1636 г.), посетитель мечети на время покидает бренный мир, чтобы попасть в рай. Вход в мечеть украшают два великолепных минарета высотой 42 м. Ее двор площадью 4000 м>2 окружают симметричные крытые галереи с высокими эйванами. Южный эйван, традиционно наиболее важный в исламской архитектуре, также отмечен двумя минаретами повыше (48 м). Но особенно интересен купол в южной части мечети. На самом деле он двойной, что позволило архитектору соблюсти и внутренние, и внешние пропорции строения. Внешняя часть купола – 52 м высотой, внутренняя – ниже, а расстояние между этими двумя поверхностями составляет около 13 м. Это создает поразительный акустический эффект. Звук, возникший в определенном (отмеченном на полу мечети) месте, многократно усиливается. Хлопнув в ладоши, вы услышите семикратное эхо. Слова муллы, произнесенные здесь, имеют особый вес…

Страница 28