Размер шрифта
-
+

Иран. Самый полный путеводитель - стр. 17

, или «семь синов».





«Син» – буква персидского алфавита, с которой начинаются названия семи предметов (по большей части съедобных), обязательных для встречи Нового года. Набор вещей может варьироваться, но в целом хафт-син в городских квартирах нынешних персов мало чем отличается от роскошного стола, который 2000 лет тому назад утром Нового года слуги вносили в покои персидского царя. Давайте перечислим волшебные символы:

яблоко (сиб) представляет фрукты и здоровую пищу, должно принести хозяевам красоту и здоровье;

сладкий пудинг из пшеничных ростков (саману) – символ святости, олицетворяет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно;

чеснок (сир) – символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи;

сумах – ягоды этого растения (как считается, цвета солнца) символизируют победу добра над злом, Ахура Мазды над Ахриманом, а еще это одна из самых любимых иранцами специй; или сенджед – плоды дикой оливы, символизируют любовь;

уксус (серке) – символ старости и мудрости, дарует столь необходимое в жизни иранцев терпение, а еще – символ чистоты;

монеты (секке), как несложно догадаться, представляют богатство;

гиацинт (сомболь) (вместо него могут поставить и любой другой цветок, например, тюльпан) – символ весны и юности. Принято ставить столько цветов, сколько в семье детей.

За неделю-две до праздника иранские хозяйки приносят в дом семена пшеницы или чечевицы и проращивают их. В Ноуруз зеленые ростки (сабзе) украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы. А наиболее интересная часть хафт-сина – золотые рыбки, плещущиеся в специальной вазе.

Все съедобные части хафт-сина с удовольствием поедаются в течение двух праздничных недель. Дело хозяйки – вовремя заменять съеденное новыми продуктами, ставить новые свечи взамен догоревших и ухаживать за рыбками.

В честь Нового года каждый иранец получает отпуск на 10-12 дней. Знакомые и родственники ходят к друг другу в гости или же отправляются в путешествие по стране.

В 13-й день года (сиздахбедар), по завершении праздника, иранцы дружно выезжают на пикник за город (считается, что в 13-й день надо покинуть дом, иначе весь год будут преследовать несчастья). Проросшую травку с хафт-сина выбрасывают в воду, чтобы унесла накопившиеся в доме неприятности, рыбок выпускают в пруды и фонтаны.

Йалда

Один из зороастрийских праздников – Йалда («Рождение») – приходится на самую длинную ночь года (21 декабря); некогда в этот день отмечали день рождения Митры. После Йалды день начинает прибавляться, а значит, Ахура Мазда, главное божество зороастрийцев, вновь одерживает победу над злым Ахриманом, который ведает холодом и ночной тьмой. В эту ночь иранцы традиционно собираются за большим столом, едят гранаты, арбузы, семечки и гадают, открывая наугад книгу стихов Хафиза.

Страница 17