Иран: 100 и 1 персидская история - стр. 7
Рассказывая о фотографии в Иране следует также особое внимание уделить Антону Севрюгину – подданному Российской империи, которое многое сделал для развития этого искусства.
Антон Севрюгин (1830? – 1933) был фотографом в Иране в период правления династии Каджаров (1785 – 1925). Родился он в армяно-русской семье: его отец, Василий Севрюгин, служил дипломатом в посольстве России в Тегеране. Антон учился рисованию, но, после гибели отца в результате несчастного случая во время верховой езды, ему пришлось забросить искусство и переключиться на фотографию, чтобы кормить семью. Братья Николай и Иммануил помогли ему основать первую фотостудию в Тегеране.
Большинство фотографий Антона были сделаны в 1870 – 1930 гг. Поскольку Севрюгин свободно говорил на персидском и еще нескольких языках, он мог общаться с людьми из самых разных социальных слоев и племен со всего Ирана. Фотографии королевского двора, гарема, мечетей и других религиозных памятников, сделанные Севрюгиным, сравнивали с лучшими образцами работ западных фотографов, снимавших в Персии. Многие этнологические музеи Европы приобретали портреты работы Севрюгина для пополнения своих научных собраний. Музеи собирали фотографии купцов на базаре, спортсменов из «зурхане», дервишей, толп народу, собиравшегося на традиционные представления-мистерии, участников шиитских ритуалов и т.п.
К сожалению, в 1908 г. тысячи негативов из богатого архива Севрюгина сгорели в результате бомбардировки – спасти удалось лишь 2 000 экземпляров, из которых до сего дня сохранилось 696 негативов. Ниже приведена выборка фотографий – так выглядел Иран около 100 лет тому назад:
Насреддин-шах тщательно отбирал снимки разных фотографов и с большим старанием составлял из них фотоальбомы (уделяя особое внимание бумаге, переплету и т.п.), после чего дарил эти альбомы представителям элиты тех времен. Здесь представлен один из личных фотоальбомов Насреддин-шаха, выставленный в Лондоне –он передавался из поколения в поколения в семье Каве Голестана, выдающегося иранского фотографа, ныне живущего в Великобритании.
Аламат – фигуры с золотыми нитями
С давних пор, для религиозных церемоний (в частности, для Ашуры, дней поминовения Имама Хоссейна) в Иране изготавливали огромные стальные «аламаты» – широкие перекладины, украшенные копьями, мечами, щитами и множеством фигур в виде птиц, лошадей, оленей, львов, голубей, павлинов – все эти предметы были расцвечены сложнейшими узорами из золотых и серебряных нитей.
Позднее отдельные части украшений и искусство создание таких чудесных фигур также стало называться «аламат». Поначалу каждую фигуру (полую внутри) отливают из стали, поделив на две половинки, каждая из которых обрабатывается кузнецом вручную. Затем, в тех местах, куда позднее будут вплетаться нити, художник наносит ножом микро-трещины, за которые нить и будет цепляться.