Размер шрифта
-
+

Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди

1

Цит. по: Пруст М. Пленница/Пер. Н. Любимов. М.: Художественная литература, 1990.

2

См. с. 205 книги A. Bourdain (2000). Kitchen confidential: Adventures in the culinary underbelly. New York: Bloomsbury.

3

Dunbar, R. I. M. (1998). The social brain hypothesis. Evolutionary Anthropology 6: 178–190; Dunbar, R. I. M., and S. Shultz (2007). Evolution in the social brain. Science: 1344–1347.

4

Sallet, J., et al. (2011). Social network size affects neural circuits in Macaques. Science 334, 697–700.

5

Для проведения более лучшего сопоставления в эксперимент включили и 36 орангутангов, которые вели себя так же, как и шимпанзе. Herrmann, E., et al. (2007). Humans have evolved specialized skills of social cognition: The cultural intelligence hypothesis. Science 317: 1360–1366.

6

Wyatt, C. (June 16, 2001). Bush and Putin: Best of friends. BBC News. См.: http://news.bbc.co.uk/2/hi/1392791.stm.

7

Todorov, A., M. Pakrashi, and N. N. Oosterhof (2009). Evaluating faces on trustworthiness after minimal time exposure. Social Cognition 27: 813–833.

8

Todorov, A., et al. (2005). Inferences of competence from faces predict election outcomes. Science 308: 1623–1626.

9

Kenny, D. A., and B. M. DePaulo (1993). Do people know how others view them? An empirical and theoretical account. Psychological Bulletin 114: 145–161.

10

Cм. с. 159 книги D. A. Kenny (1994). Interpersonal perception: A social relations analysis.

11

В одном из экспериментов мы обнаружили небольшую (равную 0,23) положительную корреляцию между точностью прогнозов и фактической точностью, но в другом эксперименте мы обнаружили такую же (равную 0,24), но отрицательную корреляцию. Комбинация результатов двух экспериментов приблизительно дает 0. См.: Eyal, T., and N. Epley (2010). How to seem telepathic: Enabling mind reading by matching self-construal. Psychological Science 21: 700–705.

12

Bond Jr., C. F., and B. M. DePaulo (2006). Accuracy of deception judgments. Personality and Sociаl Psychology 10: 214–234.

13

Mearsheimer, J. J. (2011). Why leaders lie: The truth about lying in international politics. New York: Guilford Press.

14

Rollings, K. H., et al. (201 I). Empathic accuracy and inaccuracy. In S. Strack (ed.), Handbook of interpersonal psychology: Theory, research, assessment, and therapeutic interventions (pp. 143–156). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

15

Savitsky, K., et al. (2011). The closeness-communication bias: Increased egocentrism among friends versus strangers. Journal of Experimental Social Psychology 47: 269–273.

16

Отчет об эксперименте, о котором рассказывается, имеется в статье: W. B. J. Swann and M. J. Gill (1997). Confidence and accuracy in person perception: Do we know what we think we know about our relationship partners? Journal of Personality and Social Psychology 73: 747–757. Приведенную в тексте цитату см. на с. 755.

17

Сходный результат я и мои сотрудники получили в серии экспериментов, в ходе которых мы просили супружеские пары делать двусмысленные саркастические заявления либо своей второй половине, либо постороннему человеку. Супруги считали, что передают двусмысленные сообщения друг другу точнее, чем посторонним людям. На самом деле, разницы в понимании сообщения супругами и посторонними людьми не было. Близость с партнером, скорее всего, порождает иллюзию понимания, которая может превосходить подлинное понимание. Этот эффект мы назвали «тенденциозностью близких коммуникаций». См.: Savitsky, K., et al. (2011). The closeness-communication bias: Increased egocentrism among friends versus strangers. Journal of Experimental Social Psychology 47: 269–273.

18

Swann, W. B., D. H. Silvera, and C. U. Proske (1995). On “knowing tour partner”: Dangerous illusions in the age of AIDS? Personal Relationships 2: 173–186.

19

Если вы еще не до конца убеждены, приведу еще один пример. Принявшие участие в этом эксперименте добровольцы смотрели на фотографии людей, которые выражали одно из семи чувств: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление, – и решали, какое из этих чувств зафиксировано на снимке. Эту задачу легко решают дошкольники, ведь это чувства, которые распознают все. Добровольцы сообщали также о том, насколько хорошо они читают чужие мысли, оценивая степень своего согласия с такими утверждениями, как: «Я могу с первого взгляда определить черты личности человека», «Я могу понять чувства, которые испытывают другие, даже если они пытаются их скрыть» и «Обычно я заранее знаю, что собирается сказать мой собеседник». Если люди знают, насколько хорошо они интуитивно понимают мысли других людей, их оценки собственной способности должны коррелировать с их реальной способностью. Однако такой корреляции выявлено не было. В этом конкретном тесте корреляция между представлением людей о своей способности читать мысли других людей и их реальной способностью определять эмоции, зафиксированные на фотографиях, была равна нулю (да-да, коэффициент корреляции составил именно 0,000). Меньших значений коэффициенты корреляции иметь не могут. Другие тесты на способность читать чужие мысли показали столь же глубокое отсутствие критической самооценки. Интересно, что единственной персональной переменной, которая позволяет прогнозировать реальную способность читать чужие мысли, был основной коэффициент умственного развития. Однако единственной персональной переменной, позволяющей прогнозировать представления людей об их способности читать чужие мысли, была экстравертированность. Умные люди хорошо читают чужие мысли, экстраверты же считают, что делают это хорошо. Как известно любому человеку, следящему за политической жизнью, умственное развитие и степень экстравертированности не обязательно должны сочетаться. Отчет об этом исследовании см. в статье: A. Realo et al. (2003). Mind-reading ability: Beliefs and performance. Journal of Research in Personality 37: 420–445.

20

См. с. 341 книги: E. B. Titchener (1896). An outline of psychology. Madison, WI: Macmillan.

21

LaPiere, R. T. (1934). Attitudes vs. actions. Social Forces 13: 230–237.

22

Kawakami, K., et al. (2009). Mispredicting affective and behavioral responses to racism. Science 323: 276–278.

23

LaFrance, M., and J. Woodzicka (2001). Real versus imagined reactions to sexual harassment. Journal of Social Issues 57: 15–30.

24

Milgram, S. (1963). Behavioral study of obedience. Journal of Abnormal and Social Psychology 67: 371–378. A recent replication of this experiment found nearly identical obedience rates: Burger, J. M. (2009). Replicating Milgram: Would people still obey today? American Psychologist 64: 1–11.

25

Buehler, R., D. Griffin, and M. Ross (1994). Exploring the “Planning Fallacy”: Why people underestimate their task completion times. Journal of Personality and Social Psychology 67: 366–381.

26

Buehler, R., D. Griffin, and M. Ross (1995). It’s about time: Optimistic predictions in work and love. European Review of Social Psychology 6: 1–32.

27

Hall, G. S. (1898). Some aspects of the early sense of self. American Journal of Psychology 9: 351–395.

28

Geller, U. (1996). Uri Geller’s mindpower kit. New York: Penguin Studio.

29

Ramachandran, V. S., and S. Blakeslee (1998). Phantoms in the brain: Probing the mysteries of the human mind. New York: William Morrow.

30

Murphy, S. T., and R. B. Zajonc (1993). Affect, cognition, and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures. Journal of Personality and Social Psychology 64: 723–739.

31

Slater, A., et al. (1998). Newborn infants prefer attractive faces. Infant Behavior and Development 21: 345–354.

32

Perrett, D.I., et al. (1999). Symmetry and human facial attractiveness. Evolution and Human Behavior 20: 295–307; Rhodes, G., F. Proffitt, J. M. Grady, and A. Sumich (1998). Facial symmetry and the perception of beauty. Psychonomic Bulletin and Review 5: 659–669; Rhodes, G., et al. (2001). Attractiveness of facial averageness and symmetry in non-Western cultures: In search of biologically based standards of beauty. Perception 30: 611–625.

33

Betts, E. F. (1909). The complete Mother Goose. New York: A. Stokes.

34

Langer, E. J., A. Blank, and B. Chanowitz (1978). The mindlessness of ostensibly thoughtful action: The role of “placebic” information in interpersonal interaction. Journal of Personality and Social Psychology 36: 635–642.

35

Epley, N., and E. Whitchurch (2008). Mirror, mirror on the wall: Enhancement in self-recognition. Personality and Social Psychology Bulletin 349: 1159–1170.

36

Jung, C. G. (1953). Collected works: Civilization in Transition (vol. 10). New York: Pantheon Books.

37

Wilson, T. (2004). Strangers to ourselves: Discovering the adaptive unconscious. Cambridge, MA: Harvard University Press.

38

Nisbett, R. E., and T. D. Wilson (1977). Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes. Psychological Review 84: 231–259. For another example, see R. E. Nisbett and T. D. Wilson (1977). The halo effect: Evidence for unconscious alteration of judgments. Journal of Personality and Social Psychology 35: 250–256.

39

Johansson, P., et al. (2005). Failure to detect mismatches between intention and outcome in a simple decision task. Science 310: 116–119.

40

Strack, F., L. L. Martin, and S. Stepper (1988). Inhibiting and facilitating conditions of the human smile: A nonobtrusive test of the facial feedback hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology 54: 768–777.

41

Stepper, S., and F. Strack (1993). Proprioceptive determinants of emotional and nonemotional feelings. Journal of Personality and Social Psychology 64: 211–220; Brinol, P., R. E. Petty, and B. Wagner (2009). Body posture effects on self-evaluation: A self-evaliduation approach. European Journal of Social Psychology 39: 1053–1064.

42

Ross, L., and A. Ward (1996). Naive realism: Implications for social conflict and misunderstanding. In T. Brown, E. Reed, and E. Turiel (eds.), Values and knowledge (pp. 103–135). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

43

Kennedy, K. A., and E. Pronin (2008). When disagreement gets ugly: Perceptions of bias and the escalation of conflict. Personality and Social Psychology Bulletin 34: 833–848.

44

Отличное описание наивного реализма см. в статье: Gilbert, D. T. (April 16, 2006). I’m okay, you’re biased. New York Times.

45

Цит. по: Шоу Б. Ученик дьявола/Пер. Е. Калашникова.

46

Мой рассказ о процессе Стоящего Медведя основан преимущественно на книге: Stephen Dando-Collins’s Standing Bear Is a Person. Я описал процесс лишь в общих чертах; подлинные подробности процесса еще более примечательны. См. Dando-Collins, S. (2004). Standing Bear is a person: The true story of a Native American’s quest for justice. Cambridge, MA: Da Capo Press.

47

Jahoda, G. (1999). Images of savages: Ancient roots of modern prejudice in Western culture. London: Routledge.

48

Самый ранний пример дегуманизации дал древнегреческий историк Геродот, который раздел мир и населявшие его народы на две категории – тех, кто говорил на греческом языке, и всех прочих. Как и следует ожидать, живущие вдалеке другие, говорившие на чужих языках, были описаны как некультурные, примитивные, некомпетентные твари, не вполне люди. Геродот называл их «варварами». См. книгу: N. Asherson (1996). Black Sea. New York: Hill & Wang.

49

Wynter, S. (1992). “No humans involved”: An open letter to my colleagues. Voices of the African Diaspora: The CAAS Research Review 8: 1–17, cited in P. A. Goff et al. (2008). Not yet human: Implicit knowledge, historical dehumanization, and contemporary consequences. Journal of Personality and Social Psychology 94: 292–306.

50

Anand, K. J. S., B. J. Stevens, and P. J. McGrath, eds. (2000). Pain in neonates. Amsterdam: Elsevier.

51

Niedenthal, P. (2007). Embodying emotions. Science 316: 1002–1005.

52

Stepper, S., and F. Strack (1993). Proprioceptive determinants of emotional and nonemotional feelings. Journal of Personality and Social Psychology 64: 211–220.

53

Strack, F., L. L. Martin, and S. Stepper (1988). Inhibiting and facilitating conditions of the human smile: A nonobtrusive test of the facial feedback hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology 54: 768–777.

54

Alter, A., et al. (2007). Overcoming intuition: Metacognitive difficulty activates analytical thought. Journal of Experimental Psychology: General 136: 569–576; Stepper, S., and F. Strack (1993). Proprioceptive determinants of emotional and nonemotional feelings. Journal of Personality and Social Psychology 64: 211–220.

55

Niedenthal, P. M., et al. (2001). When did her smile drop? Facial mimicry and the influences of emotional state on the detection of change in emotional expression. Cognition and Emotion 15: 853–864; Neal, D. T., and T. L. Chartrand (2011). Embodied emotion perception: Amplifying and dampening facial feedback modulates emotion perception accuracy. Social Psychological and Personality Science 2: 673–678.

56

Havas, D. A., et al. (2010). Cosmetic use of botulinum toxin-A affects processing of emotional language. Psychological Science 21: 895–900.

57

Другие исследования еще четче акцентируют важность сенсорного контакта. В одном эксперименте человек, только что сломавший себе палец в инсценированном несчастном случае, либо смотрел прямо на добровольца, изображая гримасы боли на своем лице, либо между этим человеком и добровольцем не было прямого визуального контакта. Видеозапись показала, что добровольцы, которые непосредственно видели страдальца, имитировали гримасы боли сильнее и проявляли намного бо́льшую озабоченность, чем добровольцы, которые сами ничего не видели. Если в лесу падает дерево и поблизости нет никого, кто услышал бы шум падения, шум все же был? Разумеется, был. Если в лесу падает человек, но вы не видите, как при этом искажается его лицо, испытывает ли упавший боль? Конечно, испытывает, но вы не чувствуете этой боли.

В другом эксперименте добровольцев отчасти отвлекали от размышлений о мыслях другого человека видом тела этого человека. В этом эксперименте добровольцам показывали фотографии других людей, и они сообщали о впечатлениях, которые производили на них эти фотографии. Добровольцы оценивали полураздетых людей как менее мыслящих – менее способных думать или осуществлять самоконтроль. Такие результаты не аномальны. Мужчины, рассматривающие женщин в бикини, находясь под сканером магнитно-резонансного томографа, демонстрировали нервную активность в той части мозга, которая отвечает за размышления об объектах и орудиях. Но активность части мозга, ответственной за размышления о мыслях других людей, была незначительной. Когда вы смотрите на тело другого человека, этот человек в ваших мыслях о нем теряет, по-видимому, часть своего ума.

Подробнее об этих экспериментах см.: Bavelas, J. B., et al. (1986). «I show how you feel”: Motor mimicry as a communicative act. Journal of Personality and Social Psychology 50: 322–329; Gray, K., et al. (2011). More than a body: Mind perception and the nature of objectification. Journal of Personality and Social Psychology 101: 1207–1220; Cikara, M., J. L. Eberhardt, and S. T. Fiske (2011). From agents to objects: Sexist attitudes and neural responses to sexualized targets. Journal of Cognitive Neuroscience 23: 540–551.

58

Приводимые в этом абзаце сведения о солдатах заимствованы из книги подполковника Дейва Гроссмана, который описывает не только трудности, которые испытывают солдаты, вынужденные убивать врагов, но и меры, принимаемые в современных Вооруженных силах для того, чтобы преодолеть эти трудности. См.: Grossman, D. (1996). On killing: The psychological cost of learning to kill in war and society. New York: Back Bay Books.

59

Интересно, что студентов-медиков обучают так, чтобы у них возникло определенное дистанцирование от пациентов, которое необходимо, чтобы врачи могли делать то, что надо делать. Студенты-медики не начинают оперировать на живых людях, они начинают со вскрытия трупов. Даже при анатомировании принимают меры, направленные на ослабление естественного отвращения, возникающего при вскрытии чужого тела. Можете догадаться, с какой части трупа студенты начинают вскрытия? С лица? Или с извлечения глазных яблок? Конечно, нет. Патологоанатомы, курирующие работу студентов с трупами, сказали мне, что стандартный метод предусматривает сокрытие самых интимных частей тел. Тела кладут ничком, и студенты начинают вскрытия со спины. Потом переходят к ногам и лишь много позже переворачивают тело лицом вверх. Только после нескольких месяцев анатомирования, приучившись вторгаться в чужое тело, студенты переходят к более интимным частям. Лицо – последнее, что вскрывают студенты.

60

У врачей была также отмечена повышенная (по сравнению с контрольной группой) активность парагиппокампальной извилины, лобной верхней извилины и височно-теменного узла. Обычно активность этого узла обнаруживают тогда, когда человек размышляет о мыслях других людей. Cheng, Y., et. Al. (2007). Expertise modulates the perception of pain in others. Current Biology 17: 1708–1713.

61

Amodio, D. M., and C. D. Frith (2006). Meeting of minds: The medial frontal cortex and social cognition. Nature Reviews Neuroscience 7: 268–277.

62

В одном интересном нейровизуализационном эксперименте проследили, как думали избиратели о кандидате, за которого собирались голосовать на президентских выборах 2008 года (на этих выборах Обама соперничал с Маккейном). Результаты указывали на то, что, когда избиратели думали о кандидате, которому отдавали предпочтение, они использовали свой медиальный префронтальный участок коры головного мозга сильнее, чем в тех случаях, когда они думали о другом кандидате, причем это различие с приближением выборов усиливалось. По мере усиления важности выборов избиратели размышляли о кандидате, которому симпатизировали, используя участки мозга, которые активизируются при мыслях о близких друзьях. О другом кандидате избиратели думали, используя участки, которые активизируются тогда, когда люди думают об объектах, лишенных разума. См.: Falk, E. B., R. P. Spunt, and M. D. Lieberman (2012). Ascribing beliefs to ingroup and outgroup political candidates: Neural correlates of perspective taking, issue importance, and days until the election. Philosophical Transactions of the Royal Society 367: 731–743.

63

Harris, L. T., and S. T. Fiske (2006). Dehumanizing the lowest of the low: Neuroimaging responses to extreme out-groups. Psychological Science 17: 847–853.

64

Harris, L. T., and S. T. Fiske (201 I). Dehumanized perception: A psychological means to facilitate atrocities, torture, and genocide? Zeitschrift fur Psychologie 219: 175–181.

65

Pronin, E., and M. B. Kugler (2010). People believe they have more free will than others. Proceedings of the National Academy of Sciences 107: 22469–22474.

66

Haslam, N., et al. (2005). More human than you: Attributing humanness to self and others. Journal of Personality and Social Psychology 89: 937–950.

67

Leyens, J.-P., et al. (2000). The emotional side of prejudice: The attribution of secondary emotions to ingroups and outgroups. Personality and Social Psychology Review 4: 186–197; Vaes, J., et al. (2003). On the behavioral consequences of infrahumanization: The implicit role of uniquely human emotions in intergroup relations. Journal of Personality and Social Psychology 85: 1016–1034; Cuddy, A., M. Rock, and M. Norton (2007). Aid in the aftermath of Hurricane Katrina: Inferences of secondary emotions and intergroup helping. Group Processes and Intergroup Relations 10: 107–118.

68

Wohl, M. J. A., M. J. Hornsey, and S. H. Bennett. (2012). Why group apologies succeed and fail: Intergroup forgiveness and the role of primary and secondary emotions. Journal of Personality and Social Psychology 102: 306–322.

69

См. с. 305 книги: P. W. Singer (2009). Wired for war. New York: Penguin Books.

70

Цитата полностью приведена на с. Х предисловия к изданию 2004 года: «У меня как у писателя не хватает умения, чтобы описать впечатления того дня и последующие дней – самолеты, как призраки, превращались в сталь и стекло; рушившиеся внутрь, как при замедленной съемке; башни, покрытые пеплом фигуры бредущих по улицам людей, муки и страх. Не претендую я и на понимание того абсолютного нигилизма, который двигал террористами в тот день и продолжает двигать их собратьями ныне. Силы моего сочувствия, моей способности проникнуть в глубины помыслов и мотивов других людей не хватает, чтобы проникнуть в пустой взгляд тех, кто убивает невиновных с абстрактным чувством полного удовлетворения». Obama, B. (2004). Dreams from my father: A story of race and inheritance. New York: Three Rivers Press.

71

Krueger, A. B., and J. Maleckova (2003). Education, poverty, and terrorism: Is there a causal connection? Journal of Economic Perspectives 17: 119–144.

72

Самый впечатляющий научный довод в пользу ограниченного, узкого альтруизма в своей книге «Разговоры с врагом» выдвигает Скотт Атран. Атран, называющий себя антропологом, в роли психолога интервьюировал джихадистов и задал им множество вопросов, стремясь раскрыть глубинные мотивы, ими двигавшие. Атран обнаружил, что мотивы, связанные с получением выгод для дела, которое было им дорого, навряд ли можно считать нигилистическими. Мотивы джихадистов явно человечные. См.: Atran, S. (2010). Talking to the enemy: Faith, brotherhood, and the (un) making of terrorists. New York: HarperCollins.

73

По-видимому, это не первый раз, когда американцы совершают одну и ту же ошибку. В своей книге Сингер объясняет: «Во время Второй мировой войны генерал Кертис Лемей приказал американским бомбардировщикам сбрасывать зажигательные бомбы на японские города для того, чтобы с помощью устрашения заставить японцев понять, что продолжать войну бессмысленно. В результате налетов американской авиации, сбрасывавшей зажигательные бомбы, погибли сотни тысяч человек, но многие в Японии истолковали это “послание” как предупреждение об опасности безоговорочной капитуляции перед противником, сбрасывающим напалм на гражданское население и деревянные дома». Cм.: P. W. Singer (2009). Wired for war. New York: Penguin Books, р. 305.

74

Доклад можно найти на сайте журнала Foreign Policy: http://www.foreignpolicy.com/files/fp_uploaded_documents/Falk—Rogers%20PAE%2003-11%20vF.pdf.

75

Heath, C. (1999). On the social psychology of agency relationships: Lay theories of motivation overemphasize extrinsic incentives. Organizational Behavior and Human Decision Processes 78: 25–62.

76

В одном из моих любимых экспериментов, демонстрирующем силу внутренних стимулов, исследователи попросили добровольцев бездумно, тупо выполнять секретарские обязанности – заниматься рассылкой пары писем. Добровольцам платили после того, как они рассылали 20 писем. По условиям эксперимента, экспериментатор смотрел на добровольца и признавал факт отправки каждого письма, говоря: «Благодарю вас». Это условие было направлено на внутреннюю мотивацию: за выполненную работу доброволец получал минимальное признание. Но некоторые добровольцы работали в условиях пренебрежения: экспериментатор просто брал отправленное добровольцем письмо и, не глядя, отправлял его в огромную стопку бумаг. Эксперимент проводили и в условиях уничтожения результатов работы добровольцев: экспериментатор брал каждый листок и бросал его в бумагорезательную машину, не благодаря исполнителей и не проверяя, выполнена ли работа. Кто работал лучше всего? Лучше других работали те добровольцы, которые получали хотя бы минимальный внутренний стимул, то есть которым говорили: «Спасибо». Для других людей внутренние мотивы так же важны, как и для вас. Этот эксперимент описан в статье: Ariely, D., E. Kamenica, and D. Prelec (2008). Man’s search for meaning: The case of Legos. Journal of Economic Behavior and Organization 67: 671–677.

77

Keller, M. (1989). Rude awakening: The rise, fall, and struggle for recovery of General Motors. New York: William Morrow.

Страница notes