Размер шрифта
-
+

Интернет-журналистика и интернет-реклама - стр. 22

.

Другой характерной чертой российского общества являлась его принудительная законность. Законы в России исправно навязывались обществу государством. Отстаивать свои права и свободы жители России не могли уже в силу того, что любое выступление против законных властей в России рассматривалось как выступление против государства, Родины и всего общества в целом. Все это создавало благоприятную почву для поистине неограниченного произвола властей при отсутствии реального общественного контроля. Традиционно слабое правосознание, характерное для российского общества, сохранилось до настоящего времени, что уже много раз отмечалось его исследователями. Отсутствие развитого понятия норм общественного права и личной свободы в обществе (показательно, что во французском языке понятия права и свободы обозначаются единым словом) приводило к тому, что, как писал еще А. Герцен, «народу было легче выносить насильственное рабство, чем дар излишней свободы»[2].

Гражданское общество на Западе базируется на веками формировавшемся принципе индивидуализма. В то же время в российском менталитете всегда были очень сильны общественные начала, основная часть населения нашей страны никогда не относилась к собственникам и была отчуждена от земли и от средств производства. Это не способствовало развитию многочисленных партий, движений и ассоциаций и одновременно тщательно оберегало систему от покушений на нее извне. Общественный характер личности, как правило, закономерно подталкивает народ к социальному нигилизму и скрытым формам сопротивления государству. На Западе культивируется индивидуализм, уважение к работодателям и собственникам, и каждый индивид реализует свои права и самовыражается как личность. В России же на протяжении многих лет существовало противоположное: активное участие в общественной жизни для россиянина является скорее исключением, чем правилом, что не способствует общественному диалогу, аналогичному принятому в западных странах. С другой стороны, излишний дар свободы сыграл злую шутку с их обитателями. Оказалось, что многие традиционные ценности, сохранившиеся у нас, важнее распространившейся там повсеместно вседозволенности и социальных инноваций, что чувство меры здесь точно так же необходимо, как и во всем остальном. И вот здесь мы вновь возвращаемся к социальной роли журналиста и его ответственности перед обществом, поскольку своими действиями он может сохранить общественный порядок, а может способствовать его разрушению, и то же самое можно сказать и о роли специалистов в области рекламы. Ведь рекламировать можно и нужно далеко не все. В любом случае роль и тех и других в плане воздействия на массовое сознание общества исключительно велика, о чем и следует помнить всегда, равно как и о том, что мир управляется информацией!

Страница 22