Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 17

В античном Риме облицовка стен с включением цветного мрамора благородно и красочно преобразовывала интерьеры храмов, терм и других сооружений, и это не могло не производить впечатление на возрождающих Древний Рим итальянцев. Но, как и в древности, цветной мрамор был привозным и очень дорогим материалом, поэтому итальянцы, в совершенстве владевшие приемами живописи, в зрелом Ренессансе освоили имитацию мраморной облицовки живописными приемами. Например, цветным мрамором, изображенным живописными средствами, могли «облицевать» целиком плоскости стен (ил. 20), стволы колонн и пилястр (см. ил. 12), цокольную зону (см. ил. 10), «под мрамор» расписывали также лепные профили и др.


Ил. 20. Росписи стен «под мрамор».

Худ. В. Карпаччо. Отъезд английских послов. 1495–1500 гг. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция


Еще один мотив росписи стен в Ренессансе – нижний ярус основного поля «задрапирован текстилем» (ил. 21.1–2), над ним могут располагаться фрески (ил. 21.3).


Ил. 21. Живописный прием «Драпировка стен текстилем».

1. Интерьер с росписью «Драпировка стен текстилем». 2. Фрагмент. 3. Вилла Фарнезина в Риме. Арх. Б. Перуцци. 1506–1510 гг.


«Драпировки» представлены ритмичными группами. Прием изображения на стенах декоративных тканей пришел из готики.

Текстиль в оформлении стен. Возможно, тканные драпировки были не только одним из живописных мотивов, но стены в действительности декорировали подлинным текстилем. При этом возможны два способа. Один способ: полотно регулярно фиксируется на стенной поверхности и слегка провисает между креплениями; примеры подобных решений подсказывал также Древний Рим. Другой способ: гладкое основное поле стены под широким фризом сплошь затягивалось тканью с сохранением необходимых для Ренессанса регулярности и упорядоченности. Подобный прием известен в маньеризме, его унаследует барокко и т. д. Во все времена использование текстиля в убранстве стен относилось к разряду роскошных приемов, поскольку большие красивые ткани, в Ренессансе это парча или бархат с крупным орнаментом (ил. 22), были дороги.


Ил. 22. Итальянская ткань. XV в.


Гротески. В 1481 г. на сводах полузасыпанных помещений «Золотого дома» Нерона в Риме итальянцы обнаружили тонкие лепные орнаменты с вплетенными в них фигурками зверей, людей, масками, светильниками, которые чередовались с вставками росписей; сюжеты росписей были разными. На современников подобный прием декорирования произвел сильное впечатление; он был абсолютно неведомым, и его стали воспроизводить под названием «гротески

Страница 17