Размер шрифта
-
+

Интеллигенция поет «блатные» песни - стр. 18

И тогда искать меня
В поле не советую…

«У Курского вокзала стою я молодой…»

Не раз случалось, когда вроде бы абсолютно фольклорные произведения оказывались изящной стилизацией. Вот, к примеру, сценка из экранизации «Золотого теленка» (1968), где Остап Бендер (Сергей Юрский) развлекает студентов в купе веселыми куплетами:

Крематорий открывали,
Беспризорного сжигали,
Дверь открыли, он танцует,
Говорит: «Закройте, дует!»

К моему величайшему удивлению, автором «миниатюры» оказалась классик отечественной поэзии Юнна Мориц. В оригинале это лишь четверостишие из ее стихотворения:

Во времена, когда грохочут пушки,
А музы, как положено, молчат, —
Чудовищно прекрасные частушки
Для ободренья публики звучат,
Для ободренья публики-простушки,
Выносливость которой велика
Настолько, что в малюсенькой частушке —
О ней, любимой, каждая строка:
«Крематорий проверяли,
Беспризорного сжигали, —
Дверь открыли, он танцует,
И кричит: – Закройте, дует!»

Отметился в «сиротском» жанре и патриарх авторской песни Булат Окуджава.

Для первой части трилогии Анатолия Рыбакова «Кортик» (1973) он сочинил песню беспризорника (исполнил ее за кадром Александр Кавалеров):

У Курского вокзала
Стою я молодой.
Подайте Христа ради
Червонец золотой…

Талант Булата Шалвовича позволял ему с легкостью творить в самых разнообразных жанрах. Во второй серии «Последнего лета детства» (1974) – продолжении рыбаковской трилогии – звучит еще одна песня сироты. И – редкий случай! – исполняет ее девушка. Правда, не настоящая беспризорница, а актриса труппы «Синяя блуза». Так называлось в годы НЭПа самодеятельное движение «живой газеты», где в театрализованных сценках отражались злободневные события.


«У Курского вокзала
стою я молодой…»

Фото из серии «На задворках Москвы». Журнал «Иллюстрированная Россия». Франция, 1924


Вот как звучали первые строчки этих куплетов:

Я девчонка, я сиротка
Беспризорная.
На ночлег не настреляла
Я себе свой пятачок…

Возможно, и эту стилизацию придумал Окуджава, ведь прозвучавшая в том же фильме «Песня чечеточника» («Я не богат, червонцу рад») тоже его. И о ней разговор особый.


Глава IV

Песни вредного элемента

Гимн советских аферистов

Авторы «Песни чечеточника» – композитор Исаак Шварц и поэт Булат Окуджава – родились в начале двадцатых годов и знали детали быта того времени не понаслышке. Оттого им очень убедительно и удалось передать в незатейливой песенке атмосферу эпохи:

Я не богат, червонцу рад,
мне нужен клад, а не оклад.
И если б каждый из сограждан
дал мне по рублю,
я б себе купил однажды то,
чего люблю, конечно.
А я люблю копилки из фарфора,
Страница 18