Институциональная экономика - стр. 34
Падение общества на этом не останавливается. Политиканы неизбежно раскалываются на группы, ведя ожесточенную борьбу за власть. При этом нужно помнить, что при сохранении внешних форм каст браминов и кшатриев они, по существу, уже исчезли, остались лишь единичные люди, уже не составляющие социального слоя. При четырех формальных кастах в обществе сохранились лишь две: вайшью, правящие под маской трех высших каст, и лишенные всяких прав шудры. В такой ситуации часть политиканов, наиболее деградировавшая в плане нравственности, вступает в коалицию с наиболее темной, отсталой частью шудр, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить себе монополию власти. Именно так открывается запретная дверь в мир хаоса, проглатывающего общество, до этого впадшее в процесс разложения.
Сравним описанную выше модель древних обществ, которую можно при внимательном изучении наблюдать у многих народов, с современным человеческим обществом. Если не обманываться масками, мы найдем полную аналогию. Так, возьмем современное демократическое общество, где все пользуются одинаковыми гражданскими правами, равны перед законом, на равных условиях избирают правительство. В то же время внутри этого общества мы видим четыре основополагающие касты. Во-первых – слой, формирующий духовную культуру общества, его ментальность (ученые, деятели культуры). Во-вторых – аппарат управления и профессиональные военные. В-третьих – предприниматели, бизнесмены. В-четвертых – различные категории работников, начиная от серых и белых воротничков и кончая ремесленниками и фермерами.
Однако в сравнении с известными историкам древности обществами, новая система каст имеет существенные отличия: она не оформлена законом; люди, принадлежащие разным кастам, имеют одинаковые конституционные права; массовым явлением стал переход людей из одной касты в другую; в рамках одной семьи ее члены принадлежат к разным кастам; один и тот же человек может диверсифицировать свою личную и социальную активность, и потому одновременно принадлежать к нескольким кастам; кастовость возникает не сверху, а образуется, естественно, снизу.
Деление общества на касты, оформленное законом, традицией, официальной идеологией или без оных, являет собой принципиально иной принцип классификации общества, чем его подразделение на классы и социальные группы.
Первое исходит из полюса духа. Духовное начало инспирирует психическую структуру человека, стиль его поведения, жизненное целеполагание, настрой на тот или иной вид труда, определяет характер личной, социальной активности. Вторая классификация исходит из