Индейцы - стр. 5
Конечно, там, где природные условия были слишком суровы, развитие индейских племен шло очень медленно. Однако в наиболее благоприятных местах, с муссонными дождями, они достаточно быстро перешли от племенной организации к государству.
Реконструкция пуэбло в Месса-Верде
На востоке Северной Америки представителей правящей верхушки хоронили отдельно от простого народа, причем индейские племена регулярно собирались вокруг этих курганов на праздники. В Центральных Андах строились храмы, одновременно служившие хранилищами излишков урожая и ценных предметов для обмена. Богатства одних становились предметом зависти других, племена нередко воевали и все чаще и чаще объединялись друг с другом, чтобы по численности превосходить своих противников. В 700–400 гг. до н. э. одним из первых объединяющих центров такого объединения стал Чавин. Характерные для него религиозные ритуалы, архитектура, скульптура, а также золотые украшения и текстиль использовались далеко за его пределами, причем сохранялась эта культура довольно долго.
Задолго до прихода в Перу индейцев-инков здесь на какое-то время расцвела и цивилизация мочика. После многолетних археологических изысканий удалось выяснить, что она возникла в начале нашей эры и закончила свое существование приблизительно в 850 году, а ее апогей приходится на 300–600-е годы. В то время эта народность, насчитывавшая около миллиона человек, проживала близ Тихого океана, на территории нынешней северной части Перу. Местное население занималось охотой, рыбной ловлей, различными ремеслами и поливным земледелием, для чего мочика строили великолепные оросительные системы.
Цивилизация мочика не знала письменности, но, как выяснилось, умела создавать поразительную керамику, аналогов которой в мире не существует! Это скульптурные изображения людей и животных, а также растений. На некоторых были обнаружены сцены жертвоприношения, битв, фигуры божеств. Изображенные на этих изделиях лица людей очень естественны и выразительны. Например, мертвец, играющий на флейте, с глазами из перламутра и аспида. Или гончар в тюрбане, строящий гримасу. Есть ваза, выполненная в виде скульптурного изображения головы одноглазого воина, другая представляет собой изборожденное морщинами лицо бога Аипаека с клыками, которые являлись обязательным атрибутом всех скульптур подобных ему богов цивилизации мочика. Будучи очень агрессивными, мочика даже в изображении птиц остались верны «военному жанру»: сосуд в виде обыкновенной утки имеет атрибутику воина. На ритуальных вазах мы находим также изображения лося, ягуара и змеи.