Иллюзия - стр. 15
– Я не выбирал книги по цвету, прошу меня великодушно извинить. Скорее по содержанию.
– Ах, какая разница. Желтый цвет или желтое содержание? Содержание тоже годится. Лишь бы цвет был подходящий.
– Может быть фильмы подойдут? Телевидение сейчас цветное, и в каждом просмотренном мной фильме много разных цветов, – улыбаясь, я утвердительно покачивал головой, как бы призывая акулу прислушаться к моему совету, – почему только книги? В фильмах тоже много информации.
– Нет, нет, – акула, как мне показалось, с испугом откинулась на спинку стула, – что вы, какие фильмы? Фильмы категорически не подходят.
– Но почему?
– Потому что читая книгу, и имея перед глазами всего несколько черных закорючек-букв, вы сами, в своем воображении, создаете целый и самодостаточный Мир, понимаете? Рабочий и действующий Мир. Вы выступаете в роли творца. Тогда как смотря фильм, вы просматриваете уже готовые картинки чужих фантазий, – Агафья Тихоновна понизила голос до шепота, – а в данном случае, – она кивнула на бутылочки с красками, – засчитываются только те знания, которые созданы лично вами.
– Но фильмы…
– Фильмы, даже документальные, показывают вам готовую картинку и вы лишь инстинктивно реагируете на нее. Боитесь или радуетесь, любите или грустите. А книги – совсем другое. Книги заставляют творить и создавать эту картинку самостоятельно. Согласитесь, это не одно и тоже.
– Разве это так важно?
– Воображение – это дорога к вселенской библиотеке, в которой есть ответ на любой вопрос. А фильмы – это уже готовые ответы людей, задумчиво бредущих из читального зала этой библиотеки, – Агафья Тихоновна усмехнулась, – и это их личные ответы. Они им обязательно будут засчитаны. Вот вы, например, сняли хотя бы один фильм?
– Нет.
– Значит фильмы не подойдут. Только книги, только то, что позволяет вам творить. Только то, где именно вы – автор картинки.
– Но я же не писатель.
– Быть читателем – достаточно, – Агафья Тихоновна снова перешла на шепот, – и очень почетно. Писатель – кто? Только автор текста, можно сказать – художник, рисующий буквами, – она улыбнулась, – а то, какой фильм пройдет в голове у читателя – писателю зачастую и недоступно и непонятно. Писатель пишет книгу, дает материал, а читатель строит по этой книге Вселенные. И поверьте, – акула посмотрела мне прямо в глаза, – сколько читателей – столько и разных Вселенных. Ни одного повтора. Даже самого маленького совпадения.
– А если бы я был писателем, написавшим книгу, эта книга пошла бы мне в зачет?
– Быть писателем и быть Богом, в человеческом понимании этого слова – это одно и тоже, – Агафья Тихоновна мечтательно вздохнула, – писатель отпускает своих героев, наделяя их свободой воли, и достаточно часто книжные герои уже сами продолжают писать свои судьбы. Но оживают они все-таки только в руках читателя. Именно читатель, открывая книгу и отправляясь в путь, длиною в эту самую книгу, используя свое воображение, вдыхает в них жизнь. Книга – просто готовый к использованию Мир, вне Времени и вне Пространства, не более. И каждый раз, открывая книгу, читатель его оживляет.