Размер шрифта
-
+

ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории - стр. 6

Все гидроузлы имели одинаковые конструкции и отличались друг от друга лишь своим архитектурным решением. Шлюз №5 возвели по проекту архитектора Д. Савицкого. Этот шлюз доставил немало хлопот руководству канала. Вначале геологи никак не могли указать, где его строить. Котлован начали копать позднее, чем на других шлюзах, и его постоянно заливало водой. На этом шлюзе позже применили механизацию – бетон подавался по самодвижущимся транспортерам, грунт выкапывали экскаваторами и именно туда возили разных представителей из правительства и фотокорреспондентов. В композиции башен управления нижней головы шлюза для усиления архитектурной выразительности был использован прием вертикального развертывания композиции и облегчения ее кверху с помощью открытой ротонды. Таким образом, создали переход от относительно замкнутого архитектурного объема к свободному пространству, окружающему здание. Для насосной станции шлюза №5 архитектор Д. Савицкий применил способ пространственного раскрытия здания с помощью балконов, обращенных к каналу. Нижний этаж станции сделали более массивным и строго обработанным с прямоугольными окнами. Второй и третий этажи были более открыты, полуциркульные окна разной величины отделали декоративными арками. Торцам башен управления верхней головы придали овальные формы.

Ансамбль шлюза №5 был хорошо увязан с ландшафтом местности. Его архитектура, включенная в природу, становилась ведущим началом для своего окружения и, отражаясь в воде, создавала дополнительную выразительность. Перед входом в шлюз установили скульптуру девушки (скульптор Ю. Кун), несущей над головой модель корабля – эмблему водного пути. Она несколько терялась при восприятии издали, но по мере приближения производила впечатление своей стройной композицией. При ее создании применили различные материалы, например, кораблик, был выполнен из нержавеющей стали.

Высотную композицию башен шлюза №6 выполнили по проекту архитектора Г. Вегмана. В зданиях управления верхней головы шлюза монументальные восьмигранные колонны фасада башен были противопоставлены сплошному остеклению вестибюля здания, в котором расположили лестницы. Композиция башен заканчивалась двумя группами скульптур (скульпторы Р. Иодко, Д. Шварц, А. Тенита), поставленными вдоль оси канала. В скульптурах запечатлели инженерно-технический персонал, работавший на строительстве канала. Выполненные из бетона фигуры хотели позже даже бронзировать. Удлиненные башни образовывали своеобразные пропилеи со стороны водораздельного бьефа. Наружные торцы фасадов башен управления шлюза №6 со стороны нижнего подхода украсили фрески художника Л. Бруни. На фресках изображались различные моменты строительства канала. Здесь также использовали мемориальные доски (архитектор Г. Вегман).

Страница 6