Размер шрифта
-
+

Икона Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша. Благодатная помощь от недуга пьянства, курения и наркомании - стр. 8

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды – на голове и плечах.

Существует несколько типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.


Оранта – Молящийся – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению – «Нерушимая Стена». В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение – это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии – от греч. Havayla – Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративноприкладному искусству. Развитием иконографии «Знамения» стали композиции таких икон, как «Неупиваемая Чаша».


Елеуса – Милостивая, Милующая, Умиление – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона предвещает крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона. В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы, одной из главных святынь Дивеевского монастыря является икона «Умиление» – на ней Богородица изображена без Младенца. Икона была главной святыней Троицкого собора монастыря, перед ней молился и скончался Серафим Саровский, отчего её также называют «Серафимово Умиление». Он называл её «Всех радостей Радость». Сейчас образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха.

Страница 8