Иисус. Жизнеописание Христа. От исторической реальности к священной тайне - стр. 83
Чудеса Иисуса сами по себе не имеют ценности: они не служат ничему, кроме как пояснению его слов, служат печатью, подтверждающей их правдивость. В 4-м Евангелии, от Иоанна, они расцениваются не в качестве проявления силы, как в синоптических Евангелиях, но как знамения, которые направляют к вере. Именно этим они важны. Это знаки, что предсказанное совершилось, что пришли времена Мессии. Для Иисуса изгнание бесов и чудеса неотделимы от его проповеди. Без них он не смог бы привлечь столько людей. Это одна из причин, из-за которых сложно считать исцеления просто выдумками ранней Церкви.
Совершенно ясно, что Иисус хочет продолжить традиции пророков Илии и Елисея, которые творили чудеса и возвещали о грядущем конце мира, а также были целителями в Галилее – и с которыми к тому же его сравнивают благочестивые иудеи. Слава о нем как о чудотворце так распространилась, что сам Ирод Антипа, жадно интересовавшийся всем сверхъестественным и не знавший ничего подобного о Крестителе, хочет увидеть, как он совершает хотя бы одно чудо. Именно эта слава сохранится в раввинской традиции: в Вавилонском Талмуде будет сказано, что он был приговорен к смерти за колдовство.
Проповедь в Галилее
Стремясь избежать слишком сильного напора толпы, Иисус иногда проповедовал на лодке Симона-Петра неподалеку от берега. Иногда он уединялся в удаленные места для молитвы. Его ученики приходили к нему и вместе с ним шли в соседние городки>220. Повсюду, куда они приходили, повторялись похожие сцены изгнания бесов или исцеления. В то же время он избегал больших городов, как Сепфориса, так и Тивериады, – возможно, из страха перед воинами Ирода Антипы, которые схватили Крестителя. Сельская местность, где нет военных патрулей, относительно безопасна. В синагогах Иисус, воспитанный на Писании, читал, слушал, комментировал Тору и пророков, пел псалмы. Хронология этого галилейского служения очень ненадежна. Матфей, Марк и Лука создали каждый свои временные рамки, чтобы включить в них свое повествование и маленькие рассказы на определенные темы, которые передавала устная или письменная традиция.
Так, нам рассказано об исцелении прокаженного>221 где-то в Галилее. Он подходит и бросается ниц перед Иисусом. «Господи, – умоляет он, – если хочешь, можешь меня очистить». Иисус, растроганный, протягивает руку, касается его и говорит: «Хочу, очистись». Он посоветовал исцеленному сохранять это в большой тайне и показаться священнику, чтобы снова стать частью сообщества, а также принести дар, предписанный Моисеем. Но человек не способен держать язык за зубами. Исцеленный разбалтывает о чуде повсюду