Размер шрифта
-
+

Иисус - стр. 13

В Евангелии от Иоанна точно воспроизведен допрос, учиненный Крестителю: «…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет» (Ин. 1:19-21). Возвращение пророка Илии рассматривалось как знак скорого наступления мессианского царства. Он не был Илией, вернувшимся на землю, даже если он всем своим поведением и хотел показать, что он действительно новый Илия, о котором говорили пророк Малахия и автор древних текстов Бен-Сира.







Диалог продолжается. «Ты пророк?» – спрашивают Иоанна, и он отвечает: «Нет». Эти отрицания, процитированные евангелистом, привели в недоумение храмовников. Раз он не Мессия, не Илия, не Пророк, то кто же он? Иоанн Креститель дает лишь такой загадочный ответ: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). Поставленный перед необходимостью говорить, Иоанн укрывается за словами пророчества, отождествляет себя с ними.

Храмовники упорствуют: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1:25). Другими словами, какое право ты имеешь это делать? Какой властью ты обладаешь, чтобы совершать столь новый обряд?








И сын Захарии и Елисаветы дает им ответ, который наверняка их поразил: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26).

Глава третья

Иисус и Предтеча

Первое появление

В начале 30 г. некий человек пришел креститься. Звали его Иешуа, или Иисус, из Назарета. Одетый как иудеи Его времени, Он не походил на «дикаря» из пустыни, наподобие Иоанна. Его имя Иешуа является сокращением библейского имени Иегошуа, очень распространенного в те времена среди евреев Палестины. Так, например, звали Иисуса Навина, преемника Моисея. Означает это имя: «Яхве – Сущий – спасает», или «Бог есть спасение».

Как выглядел Иисус из Назарета? Если верить Туринской плащанице, это был человек высокого роста, около 1,85 м. Что не является исключительным: скелеты мужчин сопоставимого роста, датируемые I в., уже находили в Израиле. Атлетически сложенный, крепко сбитый, без излишнего веса (между 77 и 79 кг, по мнению врачей, опять же основанному на Туринской реликвии), он мало похож на героя фильма Пьера Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея». По мнению профессора Гарвардского университета археолога Карлетона С. Куна, он принадлежал к древнему семитскому типу сефардского еврея. Лицо удлиненное, с ярко выраженными надбровными дугами, выдающимися скулами и округлой бородой. Длинные волосы, разделенные посередине, спадают до плеч – типичная прическа для евреев того времени.

Страница 13