Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник) - стр. 80
С другой стороны, для пациента антитезис может быть таков: «Не говорите мне, что делать, чтобы я мог помочь себе; я вам скажу, как мне помочь». Если известно, что терапевт играет в «Растяпу», правильный антитезис со стороны пациента должен быть: «Не помогайте мне, помогите ему». Но серьезные игроки в ЯТПВП обычно лишены чувства юмора. Антитезисные ходы пациента обычно встречаются недружелюбно, и в результате он может нажить в лице терапевта врага на всю жизнь. В повседневной жизни не следует делать таких ходов, если вы не готовы проводить свою линию последовательно и отвечать за любые последствия. Например, отказ от предложения родственника «достать что-то по дешевке» может вызвать серьезные осложнения в семье.
Тезис. «Никто не прислушивается к моим советам».
Цель. Избавление от чувства вины.
Роли. Советчик, Клиент.
Примеры. 1. Дети учатся, родитель вмешивается. 2. Социальный работник и клиент.
Социальная парадигма. Родитель – Ребенок.
Ребенок: «Что мне теперь делать?»
Родитель: «Ты должен делать вот это».
Психологическая парадигма. Родитель – Ребенок.
Родитель: «Смотри, какой я умный».
Ребенок: «Я сделаю так, что ты почувствуешь себя глупым».
Ходы. 1. Запрашиваются указания – указания даются. 2. Указания не исполняются – порицание. 3. Утверждение, что указания были ошибочны, – скрытые извинения.
Вознаграждения. 1. Внутреннее психологическое – мученичество. 2. Внешнее психологическое – иллюзия собственной компетентности. 3. Внутреннее социальное – «Родительский комитет» проецирующего типа; неблагодарность. 4. Внешнее социальное – «Психиатрия» проецирующего типа. 5. Биологическое – упреки клиента, поглаживания от начальства. 6. Экзистенциальное – «Все люди неблагодарны».
Тезис. Тезис этой игры лучше всех сформулировал писатель Генри Миллер в романе «Колосс Марусси»: «Это событие, должно быть, происходило в тот год, когда я искал работу, не имея ни малейшего желания найти ее. Помню, что, несмотря на свое отчаянное положение, я даже не просматривал колонки с объявлениями о вакансиях».
Эта игра является дополняющей к «Я только пытаюсь вам помочь» (ЯТПВП), в которую играют социальные работники, зарабатывающие этим на жизнь. «Нуждающийся» так же активно разыгрывается клиентом, который живет за счет этого. Собственный авторский опыт с игрой «Нуждающийся» ограничен, но нижеследующий рассказ одной из самых способных студенток автора иллюстрирует природу этой игры и ее место в обществе.
Мисс Блэк работала в благотворительном агентстве, которое провозглашало своей целью – и за это получало правительственные субсидии – помощь безработным в трудоустройстве. В соответствии с официальными отчетами, клиенты этой организации постоянно «добивались улучшения», но почти никому из них не удавалось «реабилитироваться». Утверждалось, что это вполне понятно, поскольку большинство из них пользовались пособиями по безработице уже несколько лет, переходили от агентства к агентству и иногда подвизались сразу в нескольких агентствах. Короче, это были общепризнанные «трудные случаи».