Иерусалимский храм как финансовый центр - стр. 36
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
покажите Мне монету, которую платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу.
Мф. 22:17-21
4.1. Налоги метрополий до римского владычества
На протяжении большей части своего существования Иудея была вассальным государством или имела статус провинции в составе той или иной империи. В этих случаях Иудея должна была платить налоги метрополии – государству, которому она подчинялась.
Длительное время с Иудеи взимался налог, называемый «форос». Этот налог был учрежден еще Дарием I (персидским царем, тем самым царем, который помогал евреям вернуться после Вавилонского плена на родину и оказывал содействие в строительстве Второго Иерусалимского храма). Затем форос продолжал взиматься при египетских царях Птолемеях и сирийских царях Селевкидах. Данный налог был распространен в древнем мире и имел три взаимосвязанные особенности:
а) налогоплательщиками были не отдельные лица, а община: город, народ, племя; иными словами, это был коллективный налог;
б) сумма налога распределялась между отдельными административными единицами, образующими общину, или между отдельными членами общины; царь при этом не вмешивается в то, как община распределяет бремя налогов;
в) величина налога была постоянной, не зависящей от текущей экономической ситуации (прежде всего, от величины урожаев).
Фактически «форос» – это дань, которую побежденные уплачивают победителю. Цицерон называл этот налог «наградой за победу и штрафом за войну». То есть это что-то вроде постоянной (бессрочной) военной контрибуции. В некоторых случаях (например, в случае оказания какой-то серьезной «услуги» царю) зависимые территории могли частично или полностью освобождаться от фороса.
Конкретно эта обязанность возлагалась на первосвященника, который установленную «сверху» сумму выплачивал из казны Иерусалимского храма.
Налоги при персидских и египетских царях
Сначала Иудея была под персидскими царями (первые из них – Кир и Дарий I, которые немало способствовали возвращению евреев на родину после Вавилонского плена, а также помогали восстанавливать Иерусалимский храм). Под персидским владычеством Иудея не чувствовала себя особенно угнетенной, что признают и современные еврейские историки.
Потом в результате походов Александра Македонского в начале IV в. до н. э. империя Персов перестала существовать. В 332 г. до н. э. Иудея без сопротивления покорилась Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, дарованные Иерусалиму прежде персидскими правителями. После смерти Александра (323 г. до н. э.) в ходе войны между его преемниками Иерусалим несколько раз переходил из рук в руки и разрушался. В 301 г. до н. э. Иерусалим окончательно перешел под власть правителя Египта