Иерусалим. Взлет и крушение Великого города - стр. 57
Иерусалимский Собор 634г. был созван Софронием из Дамаска.
Иерусалимский Собор 764г. был созван Антиохийским патриархом Феодором I, на нем патриарх Иерусалимский Феодор, патриархи Александрийский и Антиохийский осудили иконоборческую ересь и подтвердили деяния шести Вселенских Соборов. В это время эти кафедры находились в составе Халифата.
Иерусалимский Собор 836г. был созван патриархом Василием, присутствовали патриарх Александрийский, Антиохийский, огромное количество монахов. Результатом Собора стала выработка послания императору Феофилу, которое вошло в состав Православных Соборных Текстов. В то время эти кафедры находились в составе Халифата и не имели прав указывать или обращаться к ромейскому императору.
Помимо хронологических неувязок, у большинства Соборов нет списка мест или указан епископ Элии.
Следующий Иерусалимский Собор прошел лишь в 1443г. А затем Соборы были в 1522г., 1579г., 1672г. Все они шли в городе Элии. Следует отметить, что покоривший Палестину, Сирию и Египет османский султан Селим I (1512—20г.) признал и официальным документом (хатти-шериф) закрепил за православной Сионской Церковью право полного владения Святыми Местами, оставил за ней принадлежащую ей собственность, а также даровал православным христианам полную свободу совершения их религиозных обрядов. Поэтому город Эль-Кудс (турецкий Kudsi Scherif) стал считаться городом Иерусалимом (турецкий Soliman).
Глава 8 Крестовые походы
В эпоху средневековья Сирия и Палестина в связи с состоявшимися Крестовыми походами и возникновением Иерусалимского королевства оказались в центре интересов, как Востока, так и Запада.
Хотя и считается, что непосредственным поводом для похода в Сирию были притеснения паломников, но нет сведений о массовом паломничестве из Европы в Сирию. Вообще нет никакой информации о паломничествах до 11 века из Ромеи в Святую Землю. Ромейский монах Епифаний, автор первого греческого итинерария в Святую Землю, как считается, составил описание Палестины до Крестовых походов, однако время его жизни нельзя определить с точностью. Большинство греческих описаний путешествий в Палестину относится к 15—17в.
Переход Палестины в 969г. под власть египетской династии Фатимидов, не внес какого-либо существенного изменения в благоприятное положение восточных христиан. Однако, фатимидский халиф ал-Хаким, открыл жестокое гонение на христиан и иудеев на всем пространстве своих владений. По его велению, в 1009 году храмы в Иерусалиме подверглись разрушению. В 1012 году для христиан наступило время терпимости. Между Ромеей и Фатимидами был заключен мир, и ромейские императоры получили возможность приступить к восстановлению храмов. Христианский квартал был обнесен стеной. В 1056 году храм Гроба Господня был закрыт и более трехсот христиан были высланы из Иерусалима. В 1070 году турецкий полководец Атциг направился в Палестину и захватил Эль-Кудс. В целом положение самих паломников не менялось.