Иерусалим. Взлет и крушение Великого города - стр. 24
Город – средней величины, так как стена, насколько можно догадываться, имеет около сорока стадий. Башни расположены в нем в форме театра; в нижних входы не видны, а в верхних заметны; в них и выходы. Местность имеет подъем, так как город построен на горе. Ко входам – лестницы; одни – вверху, а другие внизу, и очень удалены от дороги, чтобы те, которые живут в чистоте, не соприкасались с недозволенным. И начальники города неслучайно построили его симметрично, но по мудром размышлении».
В тексте «Письма Аристея Филократу» приводится царский указ: «…Так как в нашу страну было переселено много иудеев, силою уведенных из Иеросалима персами во время их господства, а кроме того пленников прибыло в Египет и вместе с отцом нашим (большинство их он зачислил в войско на большое жалованье, равным образом и тем, которые жили ранее, он, по доверию к ним, поручил охрану построенных им крепостей, чтобы, таким образом, египтяне были в безопасности…».
Из него следует, что персы Иеросалим не восстанавливали, а силой уводили из него жителей в Египет. А значит, город и при вавилонянах и при персах, в отличие от города, восстановленного при Кире, существовал. Описание города лежащего на очень высокой горе, с неисчерпаемым скоплением воды, с естественным источником вод внутри мощной крепости к современному Иерусалиму не подходит вообще.
Археологи полагают, что после Александра Македонского Иерусалим в Палестине стал типично греческим городом. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистическому времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5га, к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет.
В 198г.д.н. э. Иерусалим захватил сирийский правитель Антиох Великий из династии Селевкидов, а в 168г.д.н. э. Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари. Одновременно были конфискованы храмовые сокровища, а Храм превращен в святилище Зевса Олимпийского, где стали отправлять также и культ Диониса.
В 165г.д.н. э. Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. Эпоха Маккавеев и двух войн оставила заметный след, как в литературе, так и археологии. Иоанн Гиркан I превратил замок Барис в свой дворец; в верхней части города существовал еще дворец Маккавеев. В городе развивались ремесла и торговля, возводились монументальные строения в традициях эллинистической архитектуры, в том числе царский дворец и богатые жилые дома в новом квартале в западной части города (Верхний город). С юга и востока Иерусалим был обнесен новой стеной (Первая стена).