Иерусалим. Взлет и крушение Великого города - стр. 10
Сведения об Иерусалиме времен египетского правления Ханааном берут из архива царской переписки в Тель-эль-Амарны. Известно 382 таблички, большинство из которых происходят из развалин Ахетатона (300 км. к югу от Каира), служившего в 1340—30г.д.н.э. столицей Египта. Археологический контекст этих документов неизвестен, однако вероятно, что все они хранились в здании, называемом в настенной надписи «домом фараоновых писем». Более ранние иероглифические упоминания города относят к 18 в.д.н.э., притом что иероглифического изображения его имени нет.
Эль-Амарнские документы являются основой для хронологии и истории Древнего Востока. Хронологически Эль-Амарнские письма охватывают последние годы правления Аменхотепа III, все царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), в общей сложности 1405—1350г.д.н.э. (1360—30г.д.н.э.).
Все Эль-Амарнские письма выполнены месопотамской клинописью на глиняных табличках. Большинство из писем написано на средневавилонском диалекте аккадского языка, который являлся lingua franca этого времени; есть также два документа на хурритском языке и по одному документу на хеттском и ассирийском языках.
Основную часть Эль-Амарнских писем (305 табличек) составляет переписка фараонов Ni-ib-mu-a-ri-ya (Mi-im-mu-ri-ya) и Na-ap-khu-ru-ri-a (Ni-ip-khu-ur-ri-ri-ya) с правителями подчиненных Египту городов. Значительное место в корпусе занимают послания царей Митанни (13 табличек), Вавилонии (11 табличек), Алашии (8 табличек) и хеттского царства (4 таблички). Среди текстов из Тель-эль-Амарны есть также литературные произведения, отрывки из словарей и глоссариев и др.
Шесть писем написаны царем Иерусалима Абди-Хебой. Его имя упоминается также в письмах царей соседних городов. Письма Абди-Хебы содержат, в основном, описание положения в стране, просьбы о помощи в борьбе против врагов фараона вообще, хапиру и их союзников, в частности.
Из найденной корреспонденции следует, что в Ханаан был одной из египетских провинций, административным центром которой была Газа. Хотя вся территория Ханаана считалась принадлежащей фараону, внутренние границы постоянно менялись в результате войн между местными правителями. Враждующие стороны стремились заручиться поддержкой фараона: многие письма представляют собой доносы, авторы которых изображают своих противников мятежниками, покушающимися на собственность фараона, а самих себя – верными защитниками его интересов.
С этнической точки зрения правящая элита указанных стран состояла из хурритов, представителей индоариев в Митанни (Катаония), и западных семитов. Имя Абди-Хеба является теофорным, хурритским. Правитель Ахшафа (в долине Акко) имел санскритское имя Индарвата. Также есть имена Артеманийя, Русмания, Бирза, Майя, Сутарна, Биери, Зитатна, Зитрийяра, Байава, Яма, Дагантакала, Видия. Это больше свидетельствовало о локализации указанных городов у границ Ассирии, в Малой Азии, чем у границы Египта, если бы не имена представителей фараона – Сута и принц Пуру.