И вместе, и врозь: социология взаимных представлений супругов (по результатам социологических исследований) - стр. 2
Исследование СеДОЖ-2019 проводилось среди городского населения ряда регионов России: Башкорстана (Уфа и другие города), Владимирской, Курской и Свердловской областей, Краснодарского края, Москвы и Московской области и др. По объемной анкете (свыше ста закрытых и полузакрытых вопросов) в 2018 – 19 гг. опрашивались супруги от 18 до 60 лет в целях изучения семейно-детного образа жизни. Сложность одновременного опроса оказалась связанной с отказами от опроса и с прерыванием его одним из супругов, а также с неправильным заполнением анкет,[2] вследствие чего выборочная совокупность сократилась до 2489 респондентов, тем не менее она оказалась близкой по социально-демографическим параметрам микропереписи 2015 года. Для большинства опрошенных брак является первым, стаж брака около 18 лет, тогда как для сожительствующих пар (10 % выборки) примерно 6 лет. У 87,7 % респондентов есть дети, среди семей 13,5 % состоят из 5 и более человек, 26,9 % – из 4 человек, треть (32,1 %) – из 3 человек, около четверти (26,2 %) оказались супружескими парами без детей. При обсуждении результатов опроса посемейный анализ дополняется индивидными данными отдельно по мужчинам и женщинам.
Рассмотрение эмпирического материала таким образом базируется на сочетании анализа посемейного и индивидного, и осуществляется в рамках фамилистической теории институционального кризиса семьи и воспроизводства населения. Для современного состояния демографии и социологии населения характерно (как для всех нормально развивающихся наук) противостояние и конкуренция двух парадигм, полярных подходов к постановке и определению проблем динамики населения. В теориях и схемах демографического перехода ключевым вопросом является перспектива «перенаселенности» и ее «негативных последствий» для мира в целом и отдельных стран. Снижение рождаемости ниже критического значения суммарного коэффициента и распространение малодетности, и альтернативных браку и семье феноменов рассматривается не с точки зрения краха семьедетности и тем самым угрозы депопуляции для функционирования социума, а в ракурсе устранения «перенаселенности» через механизм гомеостаза и «демографической саморегуляции».[3]
Современные тенденции модернизации общества везде в мире, увы, ослабляют побуждения к вступлению в брак, к рождению и воспитанию детей, к заботе о физическом и нравственном здоровье детей, к сохранению брака и стабильности семьи. Статистические и социологические данные показывают массовое распространение таких явлений, как ранняя сексуальность, сожительство, большое количество матерей-одиночек, малодетность семьи, снижение заинтересованности в устойчивости брака и семьи, рост разводов и неблагополучия повторных браков, депривации детей от родителей и наоборот, снижение ответственности членов семьи, прежде всего ответственности отцов и матерей.