Размер шрифта
-
+

Художники России и их картины. Начальная школа - стр. 2

Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Среди волн» (1898)

На этом полотне – только море и небо.

Вспененная до белизны вода стремится допрыгнуть до неба, облака и чёрные тучи нападают сверху на бурлящее море. На картине нет ни людей, ни кораблей, как на большинстве полотен Айвазовского. Даже солнца не видно – только тёплого цвета лучи освещают холодную бирюзовую пучину, не проникая, однако, в глубину.

Эту картину многие искусствоведы считают вершиной творчества художника. Живописец ни разу «не отпустил» её на выставку – ни в России, ни за границей.

Айвазовский работал очень быстро, на картину «Среди волн» потратил всего 10 дней. А ведь живописцу было уже за 80, и полотно по размеру гигантское. Художник никогда не писал море с натуры – только по памяти, при этом точности изображённых им деталей поражались даже бывалые моряки.

Полотно находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского.

Били́бин Иван Яковлевич (1876-1942)

Иван Билибин родился неподалёку от Санкт-Петербурга в семье военно-морского врача.

Иллюстрируя сказки из сборника собирателя народного творчества А. Афанасьева («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.), художник оформлял их, начиная с обложки; он продумал даже шрифт текста: читатель должен был ощутить, что в руках у него – настоящее сокровище, старинная летопись, из которой он узнает о героях и чудесах. «Билибинский стиль» – такое название получило придуманное художником оформление.

После Февральской революции 1917 г. Билибин нарисовал эскиз двуглавого орла. Этот рисунок стал гербом Временного правительства, а сейчас он – официальная эмблема Центрального банка Российской Федерации, поэтому с 1992 г. его помещают на российских монетах.

Во время Великой Отечественной войны художник отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда. Билибин умер от голода и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

«Иван-царевич и лягушка-квакушка» (1899)

Это одна из самых известных картин художника. Выполнена она в билибинском стиле – внимательно рассмотрев её, можно составить об этом стиле полное представление.

Картина иллюстрирует русскую народную сказку «Царевна-лягушка», известную в обработке разных писателей: А.Н. Толстого, А. Афанасьева. К сборнику сказок последнего она и стала иллюстрацией.

В сказке рассказывается о том, как царь женил своих взрослых сыновей. Велел он им выстрелить из лука: куда стрела упадёт, там и невесту искать надо. Так старшему сыну досталась боярская дочь, среднему – купеческая, а стрела, пущенная младшим, улетела в болото.

Страница 2