Размер шрифта
-
+

Художественные течения конца XIX – середины ХХ века. 24 самых известных художника - стр. 10

В конце сентября 1891 года афиша была расклеена по Парижу и произвела огромное впечатление. Она поражала своей силой, свежестью композиционного решения, мастерством, броскостью. Рекламные экипажи, которые разъезжали по Парижу с этой афишей, осаждала толпа любопытных. На следующий день о Лотреке уже знал весь город.

Афиша кабаре Мулен-Руж

танцовщицы канкана Джейн Авриль

Танец Джейн Авриль наполнен мыслью – это был язык, которым она объяснялась с миром. Лотрек упивался изящными па, гармоничным сочетанием цветов ее костюмов – черное, зеленое, фиолетовое, голубое, оранжевое, – она одна из всех танцовщиц Мулен Руж выступала не в белых нижних юбках, а в цветных – из шелка или муслина.

Он без конца писал ее, очарованный ее своеобразным лицом, сдержанным и потому, как это ни странно, особенно привлекательным, придававшим ей волнующий шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как его остроумно определил Артур Саймоне, – шарм «развращенной девственницы». Лотрек написал ее исполняющей сольный танец, с поднятой ногой.

Картина «Джейн Авриль, выходящая из Мулен Руж»

написана в 1892 году

Джейн Авриль – ее звали также Ла Меленит – совершенно не походила на других танцовщиц и очень привлекала Лотрека. Она была незаконнорожденной дочерью итальянского аристократа и бывшей дамы полусвета Второй империи. В детстве она настрадалась от грубости своей матери, неуравновешенной и извращенной женщины, внешнее обаяние которой не могло скрыть даже от любовников ее раздражительный, жесткий характер. Она посылала девочку по дворам петь и просить милостыню. Не выдержав, Джейн убежала из дома, и этот первый ее побег закончился в больнице Сальпетриер, в отделении Шарко, где ее лечили от нервного потрясения. После этого девочку вернули матери, которая стала толкать ее на проституцию. В семнадцать лет Джейн снова сбежала и уже не вернулась, сохранив на всю жизнь отвращение «ко всему низкому, вульгарному и грубому». У нее были покровители, но она никогда не продавала себя и заводила романы только с теми, кто ей нравился. Музыка и танец стали ее убежищем. Сначала она работала наездницей на ипподроме на авеню Альма, потом кассиршей на Всемирной выставке 1889 года, затем пришла в Мулен Руж, где ее очень тепло приняли.

Лотрек тоже испытывал дружеские чувства к этой болезненной, впечатлительной молодой женщине снесчастным лицом, бирюзовыми глазами, попавшей в толпу девок, которые называли ее Безумная Джейн. Они считали ее чужой. Она разбиралась в картинах и книгах, у нее был хороший вкус. Ее утонченность, изысканность, культура, одухотворенность выделяли Джейн среди товарок по Мулен Руж, которые ненавидели ее за это. Все это привлекало Лотрека, за многие годы насмотревшегося на вульгарность и невежественность.

Страница 10