Хроника кровавого века: Замятня - стр. 51
Половцам пощады не было за грабежи, а русских воинов, убивали за то, что до этого в русском городе Козельске, были убиты монгольские послы. В Европе и Азии убийство послов считалось делом обыденным, но у монголов убийство доверившегося тебе гостя – кощунство, за которое каралось смертью всё племя.
Киевский князь Мстислав Романович со своей дружиной вовсе не принял участия в битве. Он укрепил свой лагерь на горе и оттуда наблюдал, как монголы рубят половцев и русских. Когда войска половцев и русских побежали, Субедэй-богатур приказал организовать погоню за ними, а двум туменям под водительством Таши и Тсугире, велел организовать осаду лагеря Мстислава Романовича.
Три дня монголы ничего не могли поделать с русскими. На четвёртый день вернулся Субедэй с остальным войском. На гору поднялся бродник Плоскина и передал предложение Субедэя: «Если русы сложат своё оружие, то ни капли русской крови не прольётся».
Когда князь Мстислав Романович с дружиной сдался, монголы сдержали своё слово. Они связали русских, положили на них доски, и всё монгольское войско уселось пировать победу. Под досками князь и его дружина задохнулись, но ни капли русской крови на землю пролито не было.
Людей живших в низовьях Волги и Дона, бродниками звали, русы. Хазары звали их казаки, что на тюркском наречии обозначает «племя без князей». Не было у потомков беглых рабов родовитой знати.
Государство монголов после смерти Чингисхана распалось на Белую, Синюю, Серую и Золотую Орду. Казаки продолжали служить в войске Золотой Орды. В XIV веке Золотая Орда стала слабеть. Окончательный развал произошёл в 1395 году, когда её последний хан Тахтомыш, проиграл войну могущественному эмиру Самарканда Тимуру. Тогда один из казачьих атаманов по имени Василий Гугня, ушёл с частью казаков с Дона на реку Яик.
Река эта несёт свои воды возле Уральских гор. В то время жён себе казаки умыкали в становищах ногайцев. Отправляясь в походы, казаки убивали жён и детишек, что бы не оставлять их на поругание врагу.
Взяв у ногайцев девушку, сильно полюбил её Василий Гугня, не захотел он по обычаем казаков убивать её. Собираясь в поход, повелел он рубить укрепление вокруг станицы, и оставил часть казаков охранять жён и детишек, пока остальные будут в походе. Атаман Гугня пообещал оставшимся казакам выделить добычу равную доле каждого казака участвующего в набеге. С тех пор у яицких казаков появились семьи. Жену Василия Гугни прозвали матерью Гугнихой, считалась она у яицких казаков покровительницей всех влюблённых. Молодые казаки и казачки ставили ей в церкви свечки.