Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 8


Почтовая марка Республики Беларусь из серии «Праздники и обряды белорусов». Худ. А. Романовская. 2009 г.


В целом праздники выполняют несколько основных функций: мифологическую (реконструкцию изначального времени и действий первопредков и героев); сакральную (связи со священным); функцию психической адаптации человека к внутренней и внешней среде; социокультурную – интеграционную (объединение всех членов общества во время исполнения праздничных действий); передачи сакральных знаний; обеспечения стабильности в обществе; воспитания этнического самосознания и выполнения важной роли в процессе этнической интеграции.

Исследователи (М. Говард) неоднократно отмечали, что традиционные праздники выполняют этноконсолидирующую и оберегающую роль в жизни народов. Благодаря своему оптимистическому началу они помогают выстоять как этносу в целом, так и отдельным его представителям в трудные времена, в экстремальных условиях. Например, из истории известно, что в годы Второй мировой войны на оккупированной территории Беларуси происходило восстановление религиозной жизни. Одной из причин того, что во вновь открытых храмах и молитвенных домах во время религиозных праздников собирались множество верующих, были надежда на выживание, вера и молитвы к Богу.

Христианские праздники играют значительную роль в сохранении стабильности в обществе. По мнению ученых (С. В. Лурье, А. Н. Зелинский) существует специфическая для каждого этноса устойчивая система культурных моделей. К таким моделям можно отнести христианскую обрядность и календарь, причем трансформации в литургическом календаре являются свидетельством упадка культуры или формирования на ее основе новой традиции. Это (как свидетельствует советская история) нередко заканчивается безрезультатно, и происходит попытка возвращения к старой традиции, но уже на другой исторической основе. Таким образом, праздничные традиции выполняют роль «этнических констант» в условиях изменения культурного или природного окружения этноса для поддержки или восстановления этнических процессов. Так, исследователи считают, что изменения в вере, праздниках и обрядах связаны с постепенным переходом общества от одной адаптационной стратегии или социальной формы к другой.

По мнению антрополога М. Говарда, отличительной чертой религиозного поведения является консерватизм и повторяемость, при этом неизменность создает чувство безопасности и стабильности. Из этого следует, какое большое значение для сохранения стабильности в обществе имеет праздничная традиция. Так, в современной Беларуси отношение верующих к праздникам и религиозной обрядности остается консервативным, как и столетия назад, и к тому же может быть причиной возникновения конфликта в обществе (дестабилизирующим фактором), если властные структуры не успеют вовремя его погасить и решить возникшие противоречия. Там, где верующими фиксируется реальное или гипотетическое покушение на «святые дни» (святы), возникает определенная конфликтная ситуация в обществе. Это касается не только церковного календаря – существования дней отдыха во время религиозных праздников, но и самих атрибутов праздника – наличия в продаже продуктов питания для праздничного стола, продажи предметов для праздничного убранства и др. Так, например, отсутствие в продаже елочек в декабре 1996 г. в Минске вызвало негативную реакцию католиков в прессе. Такая же ситуация сложилась и с праздником «Проводы зимы» в Гомельской области во время Великого поста 1999 г., что трактовалось некоторыми верующими как «отсутствие уважения к религиозным традициям». Отмена в 1998 г. правительственными постановлениями дней отдыха – второго дня Рождества и Пасхи по григорианскому и юлианскому календарям также не оставила равнодушными ни верующих, ни церковных иерархов в Беларуси. Поэтому на встрече членов Священного Синода с Президентом, которая состоялась 18 декабря 2001 г., были затронуты проблемы времени празднования великих церковных праздников. Митрополит Филарет просил Президента о более длительных зимних каникулах для детей и молодежи, которые должны были начинаться примерно с 20 декабря и заканчиваться 7 января. Митрополит аргументировал свою просьбу тем, чтобы «каникулы длились, как раньше, – до 10 января, а 11-го дети шли в школу, и чтобы церковные дети могли почувствовать всю радость Рождества и провести ряд мероприятий… То же самое касается и второго дня Пасхи, когда все идут на кладбище поминать своих усопших родственников. И это уже не говоря о втором дне Рождества Христова для взрослых, хотя бы для детей». Действительно, именно с 2002 г. зимние каникулы для белорусских школьников были продлены на один день, и занятия начались 11 января.

Страница 8