Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 2

Религия и религиозный опыт (включают в себя богослужение, таинства, обряды и праздники) всегда занимали значительное место в жизни белорусского народа. Даже после прихода к власти большевиков, которые в полной мере проявили пренебрежение к религии как к важнейшему элементу духовной культуры и развернули с ней жестокую борьбу (закрывались церкви и монастыри, были подвергнуты преследованиям и репрессиям духовенство, монахи, верующие), религиозность сохранилась на уровне празднования наиболее великих праздников (Пасхи, Рождества Христова), выполнения самых необходимых ритуальных действий – молитв, песнопений, постов, приготовления ритуальных блюд, участия в главных христианских таинствах.

Архивные данные красноречиво свидетельствуют о том, что даже в самые темные времена гонений на верующих в церквях и костелах по-прежнему на великие праздники собирались прихожане и проводились религиозные обряды. Так, например, в 1940-е гг. в традиционном празднике Жировичской Божией Матери 20 мая ежегодно участвовали около 15 тыс. православных паломников и 100 священников. А на престольный праздник (фест) на Троицу 5 июня 1949 г. в костеле д. Рось Волковысского района собрались около 10 тыс. верующих. Наглядным свидетельством того, что религиозные верования были распространены не только среди представителей старшего поколения, является тот факт, что среди паломников и посетителей храма всегда было от 25 до 50 % молодежи.

В конце 1950-х – 1960-е гг., период «подготовки к быстрому переходу к коммунизму», объявленной Н. С. Хрущевым, религия рассматривалась как пережиток прошлого и результат воздействия буржуазной пропаганды, что повлекло за собой закрытие сотен храмов, монастырей и молитвенных домов. Были ужесточены правила выполнения религиозных обрядов: например, для обряда крещения детей было необходимо обоюдное согласие родителей, которые должны были написать заявление в церковный совет с указанием адреса и паспортных данных. Это, в свою очередь, влекло за собой административные взыскания, лишение работы, исключение из партии и комсомола. Тем не менее, даже по самым заниженным данным, в республике в 1961 г. были окрещены 40–45 % всех новорожденных детей. А в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в среднем на одного православного священника в год приходилось 50 крещений и 1 венчание, на одного ксендза – 130 крещений и 35 венчаний. В храмах республики ежегодно крестили 20–25 % новорожденных детей, венчали 2 % пар от общего количества брачующихся, были похоронены по религиозному обряду 20 % верующих. Еще раз повторимся, что эти цифры, зафиксированные в отчетах уполномоченных по делам религии по республике, являются заниженными и не отражают реальной картины.

Страница 2