Хрестоматия по сравнительному богословию - стр. 54
Но как я выше показал, что Римская церковь отделилась в вероисповедании своем от Древней Вселенской Церкви, следовательно, справедливо будет сказать и то, что Римская церковь отделилась от Восточной, а не Восточная от Римской, как сказал французский наставник.
И. – Я вижу, что сим превращением одного выражения вопрос об отделении Церкви Восточной от истинной Церкви Иисуса Христа совсем уничтожается. Однако мне кажется, что в предложенном тебе мною рассуждении французского писателя о сем вопросе есть предметы, которые заслуживают особенного исследования.
У. – Будем продолжать сие исследование. Французский наставник продолжает: «То достоверно, что тогда греки признавали папу главой Церкви. Сие доказывается семью первыми Вселенскими Соборами, которые держаны были на Востоке и на которых первенство папы законно было признано».
В сих словах я нахожу следующее умозаключение. Признано было первенство папы. Следовательно, папу признавали главой Церкви.
И. – Что же ты думаешь о сем умозаключении?
У. – Мне кажется, что тем же умозаключением можно доказать противное тому, что хотел доказать французский наставник.
И. – Как это?
У. – Вот как. Признано было первенство папы. Следовательно, папу не признавали главой Церкви.
И. – Но как ты докажешь, что заключение сие правильно?
У. – Оно правильно так же, как и следующее заключение. Признано в Восточной Церкви первенство патриарха Константинопольского. Следовательно, патриарха Константинопольского не признают главой Восточной Церкви.
И. – Я опять не вижу, почему ты так превратно заключаешь.
У. – Вникни сам: что ты разумеешь под словом «первенство»?
И. – Кажется, что сие слово не требует изъяснения.
У. – Например, между братьями есть ли первенство?
И. – Должно быть.
У. – А между отцом и сыном?
И. – Здесь должно быть нечто большее, нежели первенство.
У. – А между начальником и подчиненным?
И. – И здесь есть некоторое иное отношение, нежели первенство.
У. – Как же называется отношение начальника к подчиненному?
И. – Начальство, или власть.
У. – Не видишь ли теперь, что первенство присвояется одному из тех, которые друг над другом не имеют власти? А из сего и выходит предположенное мною заключение: признано было первенство папы. Следовательно, не признавали власти папы над всей Церковью, или, что то же, не признавали папу главой Церкви.
И. – Но нынешняя Римская церковь, именуя папу главой Церкви, точно ли присвояет ему не одно первенство пред прочими епископами, но и власть над всей Церковью?
У. – Ты мог видеть сие из приведенных мною догматов папско-тридентского Символа. В нем папа именуется «наместником Иисуса Христа» и предписывается «клятва о послушании папе». Это уже не простое первенство, какое восточные патриархи отдают патриарху Константинопольскому, но преимущество власти, да и власти «самодержавной».