Размер шрифта
-
+

Хрестоматия по философии - стр. 78

Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. Домашние беседы. – М.: Academia, 1932. – С. 48–194.

Никколо Макиавелли (1469–1527)


Выдающийся итальянский мыслитель, политический деятель, писатель, историк, военный теоретик.

Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Никколо Макиавелли богатый материал при разработке собственных политических и социальных концепций. С именем Макиавелли связано возникновение реалистической политической философии.

Трактат «Государь» (1532), обессмертивший его имя, провозглашал в качестве нормы политического действия принцип «цель оправдывает средства». Добродетель государя – не в моральном совершенстве или следовании Божьим заповедям, а в способности к эффективной политической деятельности. Эта добродетель вполне совместима с жестокостью и вероломством в том случае, когда того требуют интересы сохранения власти: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Макиавелли не одобряет аморализма, но он пишет о реальных социально-политических отношениях и не приносит их в жертву абстрактной христианской морали.

Оказал огромное влияние на последующее развитие социально-политической мысли в Европе. Почти на полтора века раньше Т. Гоббса обосновывал необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. Вкладом Макиавелли в историю политических идей был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций. Суть его мировоззрения определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм. В более поздние времена политический реализм Макиавелли был утрирован, а «макиавеллизм» стал синонимом беспринципности и аморализма в политике.

Государь

Глава XV. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной – в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Страница 78