Размер шрифта
-
+

Хрестоматия по философии - стр. 72

Глава III. Каким образом лишь в природе человечества возможен максимум?

…Человеческая природа – такая природа, которая была помещена над всеми творениями Бога и лишь немного ниже ангелов. Она заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Она такова, что, будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшую степень.

Кузанский Н. Об ученом незнании // Сочинения: в 2 т. / Н. Кузанский. – М.: Мысль, 1979–1980. – Т. 1 – С. 50–134.

Эразм Роттердамский (1469–1536)

Ученый-гуманист, выдающийся голландский филолог, писатель, мыслитель, виднейший представитель северного Возрождения.



Ренессанс в его понимании означал возрождение не только античной науки и литературы, но и идей и идеалов первоначального христианства. Поэтому его гуманизм нужно характеризовать как «христианский». С этих позиций Эразм указывал на отступления католической церкви от Евангелия, обличал эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов, а также высмеивал темное (нарочито интеллектуально усложненное) схоластическое богословие.

В его научной и литературной деятельности видное место заняло восстановление подлинных текстов и точный перевод Нового Завета (им осуществлено в 1517 г. первопечатное издание греческого оригинала и латинского перевода).

Основные положения гуманистического учения Эразма Роттердамского намечены уже в его ранних произведениях – «О презрении мира», «Книга антиварваров» (1520), «Руководство христианского воина» (1501), в которых он стремился обосновать свое (этическое) понимание христианства. Он рассматривал христианство как высший этап этического развития человечества, подготовленный предшествовавшим ему этапом античной культуры и науки, выявивший высокое значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе нравственного совершенствования.

Из многочисленных произведений Эразма наибольшей известностью пользовались сатиры «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (1519), в которых вскрывались и высмеивались пороки современного ему общества. При всем радикализме своей сатиры Эразм Роттердамский не посягал на основы не только религиозного мировоззрения, но и церковной организации. Своим учением в значительной степени содействовал распространению реформационной идеологии, но сам он выступил решительным противником Реформации. В полемике с Мартином Лютером защищал свободу воли (трактат «О свободе воли», 1524). Выступал против теологического фатализма, подчеркивал роль человека, его разума и воли в процессе движения к высшему нравственному совершенству.

Страница 72