Размер шрифта
-
+

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе - стр. 3

Эта местность Замоскворечья приобрела особое значение в середине XVI века, когда царь Иван Грозный восстановил Данилов монастырь, но не на старом месте, а на братском кладбище, где, как считалось, был похоронен его святой основатель, князь Даниил Александрович Московский. Сюда прошла прямая дорога из города, от поворота дороги в Кожевники (ныне Дубининская улица). Вскоре эта местность была отсечена стеной Скородома с воротами (Серпуховская площадь), а перед развилкой дорог в Кожевники и к Даниловскому монастырю, уже царем Борисом Годуновым основана была Коломенская слобода ямщиков. Селиться у Серпуховской дороги, среди открытой равнины, и к тому же за городским «вспольем», могло быть более опасным, чем на избранном для слободы месте, защищенном природными условиями: местность на западе слободы была сильно заболочена, а с востока по линии нынешней Павелецкой железной дороги, тянулась старица Москвы–реки. После Смутного времени Земляной вал в Замоскворечье был дополнен бастионами, а деревянные, трехшатровые Серпуховские ворота заменены каменной проездной башней.


Данилов монастырь. Фотография начала XX века.


Ямщики Коломенской слободы, почитавшие и любившие скорых помощников в сельских трудах и покровителей домашнего скота, святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих Божиих угодников. Кварталы Ямской Коломенской слободы заполнили мелкие деревянные дворы, а к югу сплошь раскинулись слободские поля и луга. Вот что писал о жизни слобожан московский старожил – писатель Н. Д. Телешов: «…На Зацепе, на просторной площади, стоял большой храм имени Флора и Лавра, которым приписывалось покровительство над конями. И вот ежегодно, в половине августа, вся эта большая площадь перед церковью заполнялась сотнями лошадей. Большинство парадно украшены тряпичными цветами в гривах, яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их держат под уздцы нарядные конюхи и кучера в ожидании молебна, который совершался торжественно на площади по окончании праздничной обедни…». Это происходило повсюду на Руси. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым угодникам Флору и Лавру. После молебна, тут же перед церковью, лошадей окропляли святой водой. Святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.


Поездка в кибитке. Художник А. Орловский.


Одни из ворот Московского Кремля, построенного в камне святым благоверным князем Дмитрием Донским, сначала назывались Флоровскими, по надвратной церкви, выстроенной в честь святых мучеников. Известный москвовед П. Сытин обратил внимание, что в Замоскворечье, на планах XVII века Петровом, Олеария, Мериана показаны, кроме Серпуховских и Калужских ворот, еще и ворота против Зацепы, с нынешней Новокузнецкой улицы. На этих древних планах они вынесены к Москве–реке в виде деревянного моста через вал Земляного города. Ворота, показанные против Зацепы, названы Серпуховскими воротами, а Серпуховские – Калужскими. Калужские же, в объяснениях на планах, называются Флоровскими. Ошибка, допущенная в Петровом плане, механически была повторена во всех последующих вышеуказанных планах. На самом деле Серпуховские и Калужские ворота в XVII веке носили свое название по месту их действительного нахождения, а ворота против Зацепы, в начале XVII века назывались Флоровскими, по церкви свв. мчч. Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе, стоявшей невдалеке от ворот. В 1697 году эти ворота назывались Коломенскими, по имени слободы

Страница 3