Храм Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках - стр. 3
Структура Заяузья (Таганки) носит черты отдельного города: лучи улиц приходят к главной его площади. Русский город исстари включал в себя: монастыри-крепости, торговые посады и слободы, выгоны для скота. Слободы отделялись от посада лишь в юридическом и финансово-налоговом отношении, но не в территориальном. В XVIII веке слободы не отличались от города и в отношении благоустройства, в богатых слободах оно было даже выше, чем, например, в Зарядье. Слобода означала селение ремесленников, торговцев, стрельцов, отставных солдат, ямщиков. Та часть населения Москвы, из которой в XVIII веке образовалось два сословия – купеческое и мещанское, прежде представляло одно – посадских людей. Впоследствии названия древних слобод дали имена московским улицам и переулкам.
>Стопа апостола Андрея Первозванного
Котельнические переулки, по распространенной ныне версии, получили свое название по находившейся здесь в XVII веке дворцовой слободе котельников, изготовлявших котлы для варки пищи. Эти места связаны с котельниками, гончарами и кузнецами, – ремесленниками, имевшими дело с открытым огнем, поэтому свои производства они размещали по берегу реки Москвы. Учитывая местоположение Котельнической слободы, можно также предположить, что свое название она получила по деятельности ремесленников, умевших разводить и поддерживать огонь в любых условиях, который был необходим для обслуживания проходящих торговых обозов. Такого рода услуга была необходима во все времена существования торгового пути «из варяг в греки», что косвенно подтверждает очень древнюю историю этого места. Подтверждением этой версии может служить нахождение на Таганке также и Дровяных переулков, где ранее жили слобожане, занимавшиеся заготовкой дров, из дерева, приносимого реками Москвой и Яузой к месту переправы. Разведение огня в древние времена было занятием трудоемким и требовало особого навыка. Вдоль Москвы и Яузы было огромное количество бань, которые также нуждались в постоянной растопке. По мере развития торговли Котельническая слобода на набережной реки Москвы утратила свое былое значение в силу развития Москвы, а на окраине Москвы возникли села, – Верхние и Нижние Котлы, взявшие на себя функцию древней Котельнической слободы – дававшей пищу и кров проходящим торговцам, воинам и путешественникам.
>Храм Всемилостивого Спаса, что в Чигасах Фото Н. А. Найденова, 1881 г.
5-ый Котельнический, переулок ранее назывался Спасочигасовским по монастырю, основанному в 1483 году. «Чигас», по Далю, в костромских говорах значит «огонь». В пожар Москвы 1547 года монастырь в Чигасах сгорел. В 1547 году летописец упомянул и о монастыре: «…загорешася за Яузой на Болвановке… и церковь Спаса выгоре в Чигасове монастыре». После пожара монастырь был вновь отстроен. В 1625 году монастыря уже не было, а Спасская церковь стала обычной приходской. Вероятно, в это время возле нее находилась стрелецкая слобода, потому что в 1647 году стрельцы приказа Б. И. Булгакова пристроили к этой церкви каменную колокольню. В 1654 году в ее приходе было несколько пустых стрелецких дворов приказа Мещеринова – очевидно, стрельцы были переведены в другое место.