Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке - стр. 11
Храмовая икона Казанской Божией Матери
«С этого времени вера в молитвенное заступление Богоматери и чаяние благодатной помощи от чудотворной иконы привлекают в этот храм благочестивых жителей Москвы, чтобы в нем пред ликом Богоматери со слезами покаянной молитвы излить всю скорбь души, теснимой нуждами и бедствиями земной жизни. Не с меньшим усердием и упованием посещают сей храм и жители окрестных и далеких сел и деревень, и возсылают в нем пламенные молитвы к Заступнице рода Христианского. – Посещают его и многие болящие, в уповании на помощь от святой иконы, и при богослужении редко не видно одержимых различными недугами, со слезами и молитвою об исцелении припадающих к святой иконе как к неоскудеваемому цельбоносному источнику. Часто благочестивое усердие, не довольствуясь посещением храма и поклонением в нем чудотворной иконе, принимает ее в домы свои, и в них с молебным пением просят помощи и благословения Богоматери»[14].
Великая княгиня Наталия Алексеевна, сестра императора Петра I, по благоговению к этой иконе, сделала с нее список в 1711 году и взяла с собою в Петербург. Икона была при Пруте в рядах русского воинства. С этой иконой связано чудесное спасение Петра I во время Прутского похода. Затем этот список был помещен в Петербургский Воскресенский храм, впоследствии переименованный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При этой церкви, под покровом Царицы Небесной, были устроены первые в Петербурге больница и богадельня, с отделением для сирот и подкидышей. Чтимые списки с иконы находились также в Киеве, в Сретенской церкви, в Никольской церкви Киево—Печерской лавры, в Вологде, Воронеже, Твери, Тобольске и многих других местах России[15].
Это благоговение к чудодейственной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возросло и укоренилось в сердцах почитателей ее многократными опытами чудотворений, открывавшихся в исцелениях тяжких болезней и в других знаках небесной помощи, подаваемой по молитве пред иконой. Составитель сказания о первом чудотворении от святой иконы говорит: «и от того часа (от времени первого чудотворения) иже с верою притекающии приемлют неоскудно исцеление, слепии прозрение, немии глаголание, глусии слышание, разслаблении благомощие, обидимии мщение, беснии целомудрие, и неплодныя жены неплодства разрешение, и младенцы и отроцы притекаюшии здравие приемлют, и различныя очныя болезни исцеление, многая же страхования и различная привидения над несением сего многочудесного образа вся упражняются (т. е. упраздняются), и во всяких печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святый образ Всех скорбящих Радость». Народная память хранила много преданий об этих первых чудотворениях.