Размер шрифта
-
+

Храм Гроба Господня - стр. 3

Ответ прост: ХГГ – бесценное достояние Святой Земли, Палестины, Земли сынов Израиля, как ее ни назови. Евреям же выпало историческое бремя нести за эту землю и все ее богатства, как природные, так и культурные, ответственность. Не всегда это получается, особенно тогда, когда религиозные амбиции начинают превалировать над общечеловеческими ценностями…

«Утомленные беспрестанною борьбою с укоряющею их истиною Писания, – если они выходят подышать воздухом на террасы своих бедных жилищ, взоры их устремляются попеременно то на Сион, то на гору храма Соломонова, с которых они равно изгнаны; но они отклоняются от вида двух куполов, осеняющих Голгофу», – так описывает А. С. Норов* отношение иерусалимских евреев к ХГГ в 1835 г. Но знали ли Норов и другие русские паломники-писатели о том, что в течение многих поколений евреи не имели права не только переступать порог, но и вообще приближаться к ХГГ? Любой иудей, случайно подошедший к храму, подвергался телесным наказаниям, а в отдельных случаях приговаривался к смертной казни. Только после Шестидневной войны** 1967 г. евреям стало возможно посещать ХГГ. В записях путешественников разных времен нет-нет да и встречается описание случаев, когда евреи по ошибке попадали на территорию храма. Некто Ганс Ван Гирнхейм*, посетивший Иерусалим в 1569 г., рассказывает, что ему показали при входе в церковь Воскресения трех собак: «Христианам они не причиняли вреда, когда те приближались к собакам, но туркам и евреям грозила опасность, если только кто-нибудь не приходил к ним на помощь…»[3] Другой путешественник поведал о случае, происшедшем в 1789 г. в греческом приделе ХГГ: «Там перед началом молитвы прятался иудей, проникший в храм с процессией паломников. Его немедленно вытащили на площадь перед храмом и в считанные секунды разорвали в клочки»[4]. Британский консул рассказывал, что примерно в 1855 г. один еврей, приехавший недавно из Европы и не знавший местных правил, прошелся по краю атриума** напротив фасада ХГГ. Христиане схватили его и чуть было не линчевали. Описывая этот случай, консул Хеймсон* отметил: «Британское консульство потребовало изменить эту порочную практику, без всякой связи с тем, чьим подданным был тот пострадавший, русским или австрийским. Поскольку у него не было собственной консульской защиты, то я сам обратился к турецкому паше. Представители греческой церкви утверждали, что место, священное для христиан, не должно быть проходным двором для всех, и для посещения его нехристианами требуется особое разрешение. Они также известили меня, что владеют древним фирманом, где установлена вира за убийство еврея в этом месте в сумме десять пар, что равняется половине английского пени. Несмотря на смехотворность и абсурдность подобного документа, было принято решение сообщить о нем в Константинополь, чтобы получить подтверждение о том, что никакого подобного фирмана никогда не существовало… Этот случай наглядно демонстрирует настроения высших монастырских властей в отношении евреев»

Страница 3