Размер шрифта
-
+

Ходатаица земной и вечной радости: О Пресвятой Богородице - стр. 16

Об иконе «Одигитрия»

Матерь Божия всё вбирала в сердце Свое. Когда Господь страдал, Матерь Божия не оставляла Его, Она пребывала у Креста. И здесь-то Господь открыл нам тайну – что мы все теперь причислены к великой семье Божественной. Он в лице Иоанна Богослова как бы весь род человеческий усыновил Своей Матери, говоря: Се, Мати твоя и Се, сын Твой (Ин. 19, 25–26).

Пресвятая Дева Богородица входила во славу, потому что многие сначала не могли понять Ее величие. Даже ученики, и то спорили. Так, сыны Зеведеевы домогались у Иисуса Христа: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10, 37). И Господь кротко, со смирением сказал, что кому это уже будет от Бога уготовано, тот и сядет. А кому уготовано? Всем было ясно: Матери Божией – великой Служительнице Слова и нашего спасения.

Сегодня прославляется икона Божией Матери «Одигитрия» – «Путеводительница», написанная, по преданию, апостолом Лукой. Икона «Одигитрия» пребывала сначала во Иерусалиме, потом в Константинополе, а после она долгое время стояла во Влахернском храме. Ее называли «Путеводительницей», потому что старались всегда прибегать к Ней в путешествиях, в походах. По преданию, начало этого названия от того произошло, что Матерь Божия Сама встретила двух слепцов на улице, повела их за руку за Собой, привела во храм Влахернский к иконе Своей, и они там прозрели, то есть Она для них была как бы Путеводительницей к свету, к радости, к веселью, к прозрению, к познанию Бога, к умножению веры своей.



«Одигитрия»


В 1046 году эту икону в Российские пределы благословил греческий император Константин Мономах Всеволоду Ярославичу, князю черниговскому, когда выдавал за него свою дочь Анну. Так эта икона оказалась в Чернигове. Затем сын этой Анны, Владимир Всеволодович, когда в 1097 году получил Смоленское княжение, взял с собой эту икону в Смоленск как благословение. Он построил там прекрасный храм, где была она поставлена, и ее прославляли как Смоленскую икону Богоматери. Потом, когда пришло время, Смоленск был присоединен к России, и икона пятьдесят лет пребывала в Москве – ее как благословение перенесли из Смоленска в Москву. Когда в 1392 году великий московский князь Василий Димитриевич взял в супруги княжну Софию, дочь Витовта, князя литовского, икону с великой честью прославляли. Она была помещена в Благовещенском соборе в Кремле, перед ней совершали молебные пения, и много от нее истекало чудес. Но смоленские жители часто вспоминали о великой святыне и в 1456 году послали в Москву большую делегацию с епископом Мисаилом во главе. Они просили митрополита Иону и царя, чтобы отпустили к ним опять, как бы в свой дом, икону Божией Матери. Посоветовались и решили удовлетворить желание жителей Смоленска. Сделали два точных списка и поставили один в Кремле, а второй был поставлен позднее в Новодевичьем монастыре. Как известно, этот монастырь был построен в 1524 году, после того события, когда Смоленск был присоединен к Москве. И вот на Новодевичьем поле был сооружен Новодевичий монастырь, там и был поставлен второй список Смоленской иконы Божией Матери.

Страница 16