Размер шрифта
-
+

Гуманитарное знание в структуре высшего образования - стр. 51

Отсюда следует задача организации аудиторной работы с учетом психологического строя личности обучающегося, что особенно актуально для освоения языковой грамотности. Обучение языкам, затрагивающее коммуникативный аспект, в наибольшей степени нацеливается на эмпатическую доминанту, воспитывая в человеке способность к сопереживанию, нахождению общего языка с другими людьми, что необходимо для формирования личности.

В современной практике преподавания приходится сталкиваться с разными ситуациями, в том числе с многочисленными случаями неподготовленности учащихся к освоению программы иностранных или древних языков именно вследствие недостаточного знания родного языка. Вместе с тем существует и обратная связь – изучение, например, древних языков позволяет восполнить пробелы в овладении русским языком. Так при изучении латинского языка используется сопоставительный метод, учитывающий транслингвистический принцип, ориентирующий студентов на овладение грамматикой латинского языка с опорой на знание иностранного и русского языков, обращается внимание на лексические параллели, позволяющие оценить и культурно-исторический контекст.

Актуален этимологический анализ латинского термина patria (родина) – немаловажный наглядный компонент использования курса древних языков в патриотическом воспитании, в особенности, в его соотношении с русским словом «отечество». В слове patria, то есть terra (земля), имевшем в латинском языке непосредственное значение «земля отцов», а в переносном: «заветы, обычаи предков (отцов)», как и в древнегреческом πάτρια, изначально заложен нравственно-воспитательный смысл, ибо будучи ценностно означенным термином, слово это указывало на принадлежность к отцовскому роду, что предполагало почитание предков [2: 732]. Поэтому знаменательно, что наличие отчества имело и в русской культуре глубокий смысл. Полезное сравнение касается понимания древними римлянами слова «патриот», ориентированного на социальную доминанту и акцентировавшего обязанности гражданина: патриот – это тот, «кто желает защищать государство», «испытывает благородные чувства к государству» [8: 263]. Точно так же при знакомстве с латинским выражением res publica, вполне узнаваемом и вызывающим известные ассоциации, учащимся предоставляется возможность погрузиться в мир римской культуры и узнать о социально-политическом содержании данного термина, преисполненного глубоко нравственного смысла, поскольку на первый план у римского гражданина выходила обязанность служения государству. Государство понималось в Риме как общенародное дело; выстраивался ряд: гражданин, общество, государство, символизирующий тождественность каждого члена этого ряда, что было особенно важно с точки зрения патриотического воспитания. Таким же, важным с точки зрения воспитания патриотизма, является термин

Страница 51