Размер шрифта
-
+

Гуманитарное знание в структуре высшего образования - стр. 31

Процесс разрушения аксиологических основ государственности есть не что иное как проекция разрушения нравственных основ личности во внутреннем мире современного человека. Исследование, проведенное учеными ИС РАН, показывает, что где-то в глубине сознания молодежь искренне понимает необходимость любить свою страну, свой народ, стремится реализовать это понимание в повседневной жизни, но до конкретных дел, а тем более до деятельного комплекса таких дел, они не доходят. Эта ситуация очень наглядно демонстрирует нарушение риторического закона, сформулированного в свое время Аристотелем, по которому должна строится и преобразовываться из хаоса в космос сознательная жизнь: мысль, слово, дело неразрывно, последовательно связаны друг с другом, определяя целостность человека [6].

Мысль, в которой зафиксировано личностное понимание смысла патриотизма, выражается, или, как говорит Л.С. Выготский, совершается в слове, программируя когнитивную модель поступка, который реализуется в конкретной практической ситуации, завершая процесс мыследеятельного активного участия человека в социально-гражданской жизни. Из анализа социологического исследования, проведенного А.Л. Маршаком и Л.В. Рожковой, следует, что разрыв или кризис наблюдается уже на уровне связи «мысль – слово». Интуитивно понимая патриотизм как нечто ценностное и значимое в личной жизни, студенты с трудом могут выразить в грамотной речи свое понимание, им некомфортно находится в пространстве мысли, «нанизывая» на нее, как на нить, адекватные слова, складывающиеся в определение патриота.

Разумеется, если в сознании не формируется вербальная конструкция чувственно переживаемого феномена патриотизма, то нет и внутренне значимой концепции патриота, с которой человек пока только на уровне личностного опыта идентифицировал бы себя. Не случайно большинство студентов не смогло однозначно ответить на вопрос, считают ли они себя патриотами. Нет вербальной, личностно значимой концепции патриотизма как внутреннего идеала, эталона гражданственности, нет и оценки самого себя в этом качестве. Обращает на себя внимание, что большинство как бы причисляет себя к патриотам, но наверняка никто из таких студентов не смог бы объяснить, по каким параметрам происходит самоопределение себя в этом качестве, в какой мере осуществляется внутренняя патриотическая убежденность.

Отсутствие глубоко осознанного и выраженного в форме вербальной концепции представления о феномене патриотизма неизбежно деформирует и связь «слово-дело». Действительно, зафиксированная в речи отвлеченная мысль становится личностно значимой, она встраивается в содержание мировоззрения и неизбежно характеризует активную жизненную позицию. Такая позиция обусловлена когнитивной моделью, которая формируется на основе речевой концепции. Представляя и вербально зная, что такое патриотизм, человек начинает создавать проекцию своей деятельности, для того чтобы воплотить свои мировоззренческие установки в конкретные дела. В этой ситуации неизбежно значимая и представленная в форме слова мысль будет выступать деятельным, активным источником изменений собственной воли, а через нее и причиной преобразования внешней реальности.

Страница 31