Размер шрифта
-
+

Грех и святость русской истории - стр. 37

Поделись вековыми своими печалями.
Поделись вековою своею мечтой,
Кобзаревою белоголовою думою.
Прокурлычь журавлем над чумацкой верстой,
Что ползла на Азов от Вапнярки и Умани.
Ты ветрами степей запорожских обдут.
Ты настоен на травах в черниговском ельнике.
Твои гласные так деловито гудут,
Словно пчелы весною на дедовском пчельнике.
Вдруг старинное слово, как юркий зверек,
Прошмыгнет среди нынешних.
Это не чудо ли?
Украинский язык, ты доныне сберег
Молодую замашку Тарасовой удали.
Все отменно в тебе – и повадка и стать,
Все на долгую носку пошито-заметано.
Твое слово высоко умеет взлетать,
Но у самой земли свое гнездышко вьет оно.
Ах как сладко горчит молодая полынь,
Ах как дышит земля, принакрытая дымкою!
Украинский язык, к сердцу ближе прихлынь,
Обожги ветровой, ключевой холодинкою.

…Цель моего размышления о пути из Киева во Владимир отнюдь не в том, чтобы кого-то задеть, но в попытке уяснения исторической истины, которая равно необходима любому народу – в данном случае как русскому, так и украинскому.

Единство государственности, экономики, быта, культуры и – что имело наиболее существенное значение – религии и Церкви, присущее всей Древней (домонгольской) Руси от Киева до Ладоги, – это несомненный факт, историческая реальность, оспаривать которую – бессмысленное занятие.

Как отмечалось выше, действительное формирование и развитие самостоятельного украинского народа и соответственно самостоятельного русского началось лишь на рубеже XIII–XIV веков, и в особенности после захвата территории будущей Украины Литовским государством (в 1362 году). Но когда почти через три столетия, в 1654 году, украинские земли вошли в состав государства Российского, оказалось, что две культуры несут в себе очевидное единство.

Об этом со всей определенностью писал, в частности, выдающийся мыслитель и филолог князь Н.С. Трубецкой – писал, пожалуй, даже чрезмерно заостряя проблему: «…та культура, которая со времен Петра живет и развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не московской, а киевской, украинской культуры» (см. работу Н.С. Трубецкого «К украинской проблеме» в журн.: Наш современник, 1992, № 3, с. 165). Н. С. Трубецкой, конечно, говорит о киевско-украинской культуре, сложившейся после XIII–XIV веков.

Это совершенно наглядно выразилось в том факте, что все наиболее влиятельные деятели российской культуры конца XVII – начала XVIII века были выходцами из Киева, сформировались именно там – и Епифаний Славинецкий, и Симеон Полоцкий, и святой Димитрий Ростовский (Туптало), и Стефан Яворский, и Феофан Прокопович…

Страница 37