Грандиозные авантюры. Николай Резанов и мечта о Русской Америке - стр. 40
Екатерина обычно вставала в шесть часов утра и сама разжигала печь в своей спальне. После восьми приходили секретари и чаще всего заставали государыню за чтением. Одетая в свободный шелковый халат, Екатерина вела прием до одиннадцати. Она предпочитала доклады тет-а-тет, устраивая дискуссии только тогда, когда решались серьезные вопросы. Затем Екатерина облачалась в платье и через восемь комнат анфилады проходила в так называемый Кавалергардский зал, где принимала отобранных секретарями просителей.
После легкого обеда, на котором присутствовали от десяти до двадцати царедворцев, императрица удалялась к себе, чтобы вздремнуть или почитать. Этот период времени назывался «часом фаворита» или «часом таинства». Скорее всего по «архивной» лестнице к ней поднимался Зубов. «Обучая молодежь, я оказываю империи большую услугу»>24, – писала Екатерина своему бывшему любовнику Сергею Салтыкову о новом фаворите.
Зимой во второй половине дня Екатерина любила возиться со своей коллекцией научных приборов. Особенно императрице нравилась «небольшая электрическая машина» – изобретенный итальянским доктором Луиджи Гальвани генератор, током которого она «в шутку» била прислугу. Иногда Екатерина писала философские трактаты и статьи для литературных журналов под псевдонимом Патрикей Правдомыслов. И что же еще? «В пять часов дня я еду в театр, играю в карты или болтаю с теми, кто приехал на ужин, который обычно заканчивается к одиннадцати»>25.
В театре часто ставили пьесы ее собственного сочинения. Екатерина написала в общей сложности более тридцати пьес. Героями ее произведений часто были персонажи русских сказок – например Баба-яга. Екатерина писала также комические оперы, назовем для примера «Храброй и смелой витязь Ахридеичь» (Иван-царевич), и либретто для балетных постановок (сюжет одного из ее балетов – «Побежденное предрассуждение» – строится на том, что Минерва и Гений Науки побеждают Невежество и Предрассудки). Придворные были, конечно же, в восторге, но единственной постановкой, которая нравилась наследнику Павлу, была опера Винченцо Манфредини «Карл Великий» (1763), сюжет которой также придумала Екатерина, – все дело в том, что в этой опере были батальные сцены. Манфредини, 12 лет проживший в Петербурге (до 1769 года), был, кстати, учителем музыки цесаревича>26.
В то время как императрица и ее ближний круг развлекались как могли, в другой части Зимнего дворца трудились чиновники. На втором этаже рядом с покоями государыни был целый лабиринт кабинетов. Там же находилась и канцелярия Державина, где трудился Резанов. Окна канцелярии выходили во внутренний двор, тогда как у фрейлин императрицы и ее любовника комнаты были с видом на Дворцовую площадь.