Говори красиво, выступай легко. Простые правила публичных выступлений - стр. 20
Слушатель понимает: визит королевы – полностью заслуга Екатерины. Но у него не возникает даже тени ощущения, что Екатерина хвастается. Изложенная таким образом история вызывает восторг и огромное уважение к человеку, который был ее главным героем.
Старайтесь, рассказывая о своих успехах, словно отдаляться от них, смотреть чуть со стороны. Это только прибавит вам очков.
Как рассказывать истории без сюжета?
Бывает так: вы съездили в отпуск, и вам так понравилось, что срочно хочется рассказать об этом всем! Но проблема в том, что ничего в отпуске не случалось – вы просто загорали, плавали и ходили на экскурсии. Как из этого сделать историю?
Признайтесь честно: что вы часто пропускаете в книжках?
Ведь мы же не читаем книгу с одинаковым интересом. Как правило, какие-то главы (или даже части глав) мы читаем и перечитываем, а какие-то пролистываем. Считается, что в романе «Война и мир» мальчики обычно читают «войну» (то есть батальные сцены), а девочки – «мир» (то есть все остальное). Хотя, конечно, это весьма стереотипное представление о предпочтениях подростков. Но все-таки, если мы спросим, что люди обычно пропускают в книгах, большинство ответит:
«Я не очень внимательно читаю описания природы».
Описание природы – один из самых сложных жанров. Потому что в описаниях отсутствует сюжет.
Мы можем не всегда точно подобрать слова, можем не удержать нужную интонацию, можем даже слегка затянуть историю – слушатели простят нам это, если у истории будет захватывающий сюжет. Но, если сюжета нет, люди заметят все наши огрехи. И велика вероятность, что не дослушают до конца, переключатся на что-то другое.
«…»
– Мы с друзьями ненадолго летали в Кельн, – делится ваш коллега историей во время обеда.
– М-м-м… И как? – спрашиваете вы, ругая себя за вежливость (вам совсем не хочется слушать про Кельн).
А коллега вдруг начинает говорить… и вам становится невероятно интересно.
– Самое главное, что есть в Кельне, – это собор. – Он листает на телефоне галерею фотографий. – Мы и ехали туда, чтобы его увидеть. Представляете, его строили 500 лет! С перерывами, конечно, но начали в XIII веке, а закончили только в XIX-м. И я подумал: вот архитектор собора – он же понимал, что не увидит собор построенным. Что он рисует чертежи того, чего ему не дано будет увидеть. И детям его тоже не дано. И все люди, которые начинали его строить, – они тоже знали, что не доживут до открытия. Но строили. И горожане рождались, жили и умирали, а собор все строился и строился. А во время Второй мировой войны, – снова показывает коллега несколько снимков, – Кельн сильно бомбили. И все боялись, что собор разрушат. Это строить – 500 лет, а разрушить можно за день. Но летчики не сбросили на собор ни одной бомбы. Говорят, что его использовали как ориентир, но мне кажется – рука не поднялась. Я смотрел на него и думал: сейчас я смогу прикоснуться к камням, которые привезли сюда в XIII веке. Я из своего XXI века могу дотронуться до XIII-го.