Готы - стр. 95
Дадим еще краткое пояснение готским именам, звучащим как-то «по-латински». Их форма связана с тем, что историки вроде Кассиодора и Иордана писали о готах на латыни, но также и с тем обстоятельством, что вместо подлинных имен готских владык в генеалогии приведены их прозвища. Например, Амал Винитарий, храбрый царь, павший в 376 г. в битве с гуннами, о чем еще будет подробнее сказано далее, имел, видимо, еще одно имя, ибо «Винитарий» – не имя, а прозвище, означающее «Победитель венетов (венедов, вендов, антов)», а имя другого царя готов, «Вандаларий», соответственно – «Победитель вандалов». Готы, видимо, пытались перенять римский обычай давать своим повелителям почетное прозвище по названию побежденных теми народов: императору, победившему готов, – например, Клавдию II (предку Константина Великого) и другим – почетное прозвище «Готик» («Готский», т. е. «Покоритель готов»), а императору, победившему сарматов, – например, Константину II (сыну Константина I Великого) – прозвище «Сарматик» («Сарматский», т. е. «Покоритель сарматов»).
Еще не так давно скептики от истории считали единственными историческими личностями из длинного ряда готских царей только Теодориха, а из числа его предшественников – Германариха. Сегодня эта «гиперкритическая» точка зрения не разделяется уже почти никем, как и в случае сверхкритического отношения к «Илиаде» и Библии. Как раз последние десятилетия усердных исследований и проверок доказали, что генеалогия Амалов, приведенная Иорданом, гораздо более правдива, чем в свое время полагали критики, а допущенные им неточности, в общем и целом, незначительны. Сложности возникают прежде всего при рассмотрении имен готских вождей, появляющихся у внушающих доверие историков вроде Аммиана Марцеллина. Можно предполагать, что их носили родичи Амалов, хотя точно установить их родственные связи и встроить их в систему родственных отношений готского царского рода очень трудно, если вообще возможно. Однако в общем можно сказать, что подобное царское родословие, длинное и разветвленное, как шумерские или египетские царские родословные, по меньшей мере, выделяет готов из числа так называемых «народов без истории». И это невозможно отрицать.
Конечно же, неплохо было бы иметь чуть больше сведений об истории хотя бы первоначального этапа формирования царской власти у готов, происходившего, очевидно, на протяжении IV в. по Р. Х., ибо наши представления о готах данного периода силою вещей носят односторонний характер. Мы как бы видим готов глазами наблюдателей, живших на южном берегу Дануба, – римских чиновников, географов, военных и хронистов. Хотя наверняка были и соглядатаи, внедренные римлянами в готскую среду, посланники и купцы, посещавшие готские города; их записи, отчеты, доклады и путевые заметки (если таковые ими велись) до нас не дошли. Только Иордан, пользовавшийся наряду с греко-римскими источниками готскими героическими песнями, смог немного осветить сумрак карпатских лесов и заглянуть на другой берег Тираса, пограничной реки, разделявшей вест- и остготов, в глубь державы Германариха.