Готы - стр. 76
Во-вторых, оба автора готской истории – как образованный и старающийся судить, по Тациту, «сине ира эт студио» – «без гнева и пристрастия», Кассиодор, так и менее осведомленный, местами прямо-таки наивно-доверчивый панегирист Иордан – явно смущаются и становятся достаточно скупыми на слова при необходимости описывать сомнительные «подвиги» главных героев своего повествования. «По причине небрежения императоров готы нередко разоряли Мизию» («Гетика»). Зато оба историка с явным облегчением «растекаются мыс(л)ью по древу» в тех местах своего повествования, где его герои, в виде исключения, предаются, так сказать, «невинным шалостям»:
«…императоры Галл и Волузиан236 <…> лишь только достигли власти, заключили союз с готским племенем. Спустя недолгое время, после того как пали оба правителя237, Галлиен захватил принципат (императорский престол в Риме. – В.А.), дав волю своему буйству. Респа, Ведук и Тарвар, предводители готов, взяли корабли (пираты-«варвары» часто использовали для совершения своих набегов корабли флота Боспорского царства, чья зависимость от Рима давно стала чисто формальной, а то и суда подданных самой Римской державы. – В.А.) и, переправившись через пролив Геллеспонтский, перешли в Азию; в этой провинции они разграбили много городов, а в Эфесе сожгли славнейший храм Дианы, который (…) был основан амазонками238» («Гетика»).
Расположенный в Малой Азии греческий мегаполис Эфес (Ефес) был одним из крупнейших и знаменитых городов Древнего мира. Эфес, игравший большую культурно-экономическую роль еще в догреческий период, сохранил ее и под властью римлян, в том числе и в эпоху раннего христианства. Считается, что основателем первой христианской общины в Эфесе был сам святой Павел, «апостол язычников». Упомянутое в «Гетике» святилище богини Дианы (между прочим, покровительницы амазонок), по-гречески «Артемисий», располагалось примерно в двух милях от городских стен, на равнине, в самом конце дороги, предназначенной для священных процессий. Эта дорога, соединявшая Магнесийские ворота Эфеса с Артемисием, была обрамлена великолепной крытой колоннадой. Все пошло прахом! Надо думать, напавшие на Эфес готские герцоги-воеводы Респа, Велук и Тарвар стремились вовсе не к сознательному осквернению святилища Дианы-Артемиды, хотя, с другой стороны, как выяснилось по ходу дела, и не имели ничего против его осквернения. В Античности все крупные храмы, не исключая и Иерусалимского, были не только святилищами, но и крупнейшими банками, ссудными конторами и пунктами обмены валюты. Так что целью набега готов на святилище Дианы был не священный алтарь божественной сестры Феба-Аполлона, а копившиеся веками в храмовой сокровищнице Артемисия, как и в сокровищницах храмов множества иных богинь и богов, богатые дары благочестивых богомольцев и паломников и денежные средства. Из-за этих сокровищ Эфес был впервые сожжен еще в 678 г. до Р. Х. Поэтому то, что было раскопано в Эфесе за десятки лет археологами, относится преимущественно к римской эпохе. Все более раннее уже украли раньше. От храмовых приношений греческой эпохи мало что осталось.