Размер шрифта
-
+

Государство и право в эпоху революционных преобразований (к 100-летию революции в России). Материалы международной научно-практической конференции - стр. 58

. На таких же позициях безусловной веры в мировую революцию находились и соратники Ленина: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин и многие другие видные большевики. В результате был совершен неслыханный акт государственного предательства, который свел на нет все внешнеполитические приобретения России, начиная с начала ХVIII века. Демобилизация армии и флота лишала Россию важнейшего компонента суверенной государственности. В ходе реализации Брестского договора на бывших территориях Российской империи продолжилось формирование ряд этнократических государств по самой своей сути враждебных полиэтнической России. Кроме того, заключение сепаратного договора с государствами Четверного союза дало странам Антанты повод начать прямую военную интервенцию в России.

Захватив власть большевики и сами приступили к осуществлению принципа этно-территориального федерализма на подконтрольной им территории на основе принципа «о праве наций на самоопределение». В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой 25 января 1918 г. на III съезде советов было закреплено положение, что «Российская Советская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных (этнических – Л. Г.) республик»[128]. Эта декларация был включена в качестве первого раздела и в Конституцию РСФСР 1918 г. Обращает на себя внимание, что возникающая федерация строилась по этническому принципу, но без какой-либо формы великорусской государственности. Таким образом было положено начало дефрагментации единого российского государства и единой русской политической нации на основе этнического принципа. Под российскую государственность закладывалась бомба огромной разрушительной силы.

Считалась, что такая политика вызовет симпатии у других народов мира и ускорит начало мировой революции. Не учитывалось, что не все этносы проживали компактно, что существует огромное количество смешанных межэтнических браков, что сама этническая принадлежность является результатом самоидентификация личности и является сугубо частным делом[129]. Дробление России на этнические квазигосударственные образования отвечало интересам всех соперничавших с ней великих держав, которые не без основания видели в этом процессе начало распада единой страны.

Большевики оправдывали все эти процессы скорым и неизбежным началом мировой пролетарской революции, которая уничтожит и национальные границы и различия между народами. А до ее начала они готовы были идти на любые уступки и компромиссы в интересах сохранения своей власти. Но они не просто ожидали мировую революцию, а одновременно приступили к построению «государства диктатуры пролетариата» в форме советской власти, а фактически государства диктатуры своей партии, поскольку всегда позиционировали свою партию в качестве авангарда и выразителя интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. В этих трех словах: «государство диктатуры пролетариата» сосредоточены основные смыслы произошедшего. «Диктатура пролетариата, – писал Ленин в 1918 г. – есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией (предпринимателями, выражаясь современным языком – Л. Г.), власть, не связанная никакими законами»

Страница 58