Государь. Власть в истории человечества - стр. 6
Сохранились наставления, данные отцом сыну – правителю маленького княжества:
«Отправляйся, мой сын, управлять народами, которых тебе доверил император. Будь им более другом, чем господином, более отцом, чем начальником. Пусть их интересы будут также и твоими. Главным твоим делом должен быть справедливый суд, и доступ народа к тебе не должен быть затруднен».
Сохранилось и описание положения крестьянства этого периода:
«В настоящее время народ энергично работает на подсобных промыслах, имея возможность в один день заработать столько, чтобы обеспечить себе пять дней существования. Те же, кто принужден кормиться от земли, едва нарабатывают в течение года столько, сколько нужно им для кормления себя и семьи в течение всего года».
Философ У-Лунь в своем трактате попытался определить общественные отношения:
«– долг (обязанности) государя и чиновников;
– любовь между родителями и детьми;
– взаимоотношение мужа и жены;
– порядок взаимоотношений между старшими и младшими и искренность между друзьями».
В Китае стало распространяться образование, количество школ увеличивалось, в них учились как аристократы, так и люди из простонародья. Детей учили с 8 до 15 лет – поведению, церемониям, правилам общежития, чтению, письму. Самые талантливые получали официальные государственные должности.
Экономическая разруха и народные волнения, вызванные войной правителей уделов, которых в разное время в государстве Чжоу насчитывалось от 170 до 2000, сдерживались военной силой и обещаниями. Правительство даже ввело денежный выкуп за преступления.
В 551 году до н. э. в Китае родился великий философ Конфуций – «царь без трона, воспитатель десяти тысяч поколений».
Исследователь истории Китая Е.Бар писал в 1900 году о Конфуции:
«Этот мыслитель, желая опереться на авторитет прошлого, выдавал себя лишь за толкователя разнообразных политических и нравственных принципов китайской старины и полумистических императоров Яо Шунга и Яо, давших законы управления, на которых и теперь еще покоится китайская империя.
Первые миссионеры – иезуиты объясняют поразительную стойкость этой системы требованием сыновней почтительности и отцовским авторитетом. Другие же объясняют ее установившимся впоследствии правилом – допускать к службе всех способных лиц без исключения и независимо от происхождения. В результате оказалось, что демагогия осталась без вождей, так как наиболее талантливые и способные люди отдавали свои силы на служению правительству».
Многие исследователи считают появление Конфуция поворотным пунктом и даже началом новой эры в истории Китая.