Размер шрифта
-
+

Госдачи Черноморского побережья Кавказа. Недавно рассекреченные документы и бумаги из личного архива И. В. Сталина об истории возникновения и функционирования данных правительственных резиденций - стр. 55


Объекты для отдыха партийно-государственной элиты СССР, располагающиеся в ССР Абхазии, на апрель – май 1924 года:

Дача № 1 ХозО Управления делами ЦИК ССР Абхазии (бывший особняк Н.Н. Смецкого в дендропарке «Субтропическая флора» – Сухумский субтропический арборетум)

Дача № 2 ХозО Управления делами ЦИК ССР Абхазии (бывший дом иеромонаха Тиверия в нагорной части Ново-Афонского монастыря), лечебно-оздоровительный корпус – бальнеолечебница (бывшая гостиница для паломников в прибрежной части монастыря), а также смотровая площадка «Ласточкино гнездо»


Новый Афон. Вид на смотровую площадку «Ласточкино гнездо» с часовней и дом иеромонаха Тиверия. За домом до 1948 г. размещалась конечная станция фуникулера. Фото С. Прокудина-Горского. 1905 г.


Дача № 3 ХозО Управления делами ЦИК ССР Абхазии (бывшее здание виллы сенатора А.П. Ольденбургского, построенное для массажистки Э.Л. Картуковой)

Дача АХО ВЦИК «Синоп» в Сухуме (парк «Синоп», бывшее владение великого князя А.М. Романова)

Председатель ГПУ при НКВД РСФСР Ф.Э. Дзержинский неоднократно на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) предлагал В.И. Ленину, Л.Б. Каменеву и И.В. Сталину срочно распустить все православные и буддистские монастыри на территории РСФСР/СССР по причине оседания в их стенах бывших армейских офицеров, жандармов, полицейских, лиц дворянского происхождения, а также купеческого сословия. Глубоко законспирированные, под чужими документами, эти лица, заплатившие, как правило, за свою будущую спокойную жизнь иерархам церкви немалые суммы, после трагических событий Гражданской войны проводили в стенах действующих монастырей подрывную деятельность против новой власти. По вполне понятным причинам настоятели монастырей прекрасно знали о своих новых «монахах» с двойным дном и всячески помогали вести подготовку к вооруженным выступлениям. Фактически монастыри стали одним из мест в стране, где в относительно короткие сроки стали создаваться тайные центры по свержению советской власти. Это стало одной из подлинных причин повсеместного закрытия монастырей в СССР с мая 1921 по конец 1929 года. Те монастыри, которые не закрывались новой властью, насыщались тайной агентурой ГПУ/ОГПУ СССР, которая часто присутствовала и среди руководящего состава обители. С установлением советской власти на территории бывшей Кутаисской губернии Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь оставался важным центром православия в крае. Сюда бежали от гонений из Центральной России многие православные священники и монахи – «тихоновцы» (поборники церковной идеологии патриарха Тихона), лишенные советской властью и обновленцами своих монастырей и храмов. Переехали на Новый Афон и многие насельники Афонских подворий (находились до революции в Петрограде, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, а также в высокогорном селе Псху, ставшем, после ликвидации советской властью монастыря, нелегальным центром монашества на Кавказе), закрытых большевиками в Москве, Петрограде, Одессе и других городах. Сюда же перебрались и многие бывшие афониты, выехавшие с Афона в 1913–1914 годах.

Страница 55