Город мастеров. Беседы по существу - стр. 35
– Как исполнитель я начал yтверждаться в бане на Кропоткинской, где был самый большой бассейн, – рассказывает Юрий Гаврилович. – Я показывал этюды и трюки, зарабатывaл деньги и авторитет. И тогда я сказал: здесь будет центр духовности. Мог ли я знать, что здесь возродится храм Христа Спасителя?
Но что же всё-таки было между школой и «ударом колуна»?
– У нас любят домогаться: где учился да какой вуз окончил… Я на это говорю: я нигде не учился, я сразу учителем стал. И преподавал профессорам, ставя их на место. Но вам скажу: учился в инститyтe физкультуры.
Заметим, кстати, что будущий артист и до школы время не терял. «Интуитивно отслеженный в утробе матери механизм химиоархитектоники помог ему в процессе деятельности обучиться произвольному управлению правым и левым полушариями», – пишет директор Института мозга АМН академик О. Адрианов.
Что касается псевдонима, то он понадобился на заре артистической карьеры для нелегальных выступлений с психологическими этюдами.
Но почему же нелегальных?
– Для тoгo, чтобы меня официально выпустили на сцену, нужно было давать взятки. А я этого не мог делать по нравственным соображениям, – объясняет Юрий Гаврилович. – Зато мог подделать любую подпись и даже гербовую печать. Вот и разъезжал по Алтаю с липовым документом.
Кроме псевдонима артист получил за эти года немало разных прозвищ, кличек и титулов:
– За то, что ещё в юности выполнил на комбайне 26 норм, меня прозвали Стахановым. В Барнауле – Яшиным, когда в ручной мяч взял семь штрафных бросков из девяти. Рихардом Зорге – это когда работал нелегально. За выступления, которые не под силу никому, в печати назвали Моцартом психологических этюдов. За точное предсказание многих природных и социальных процессов – Нострадамусом современности. Сейчас называют Робеспьером психологии – за бескомпромиссную борьбу с дутыми знаменитостями.
И если маэстро отказывается от новых титулов, то, как вы уже поняли, вовсе не из скромности:
– Чиновники из нашего министерства культуры и отдыха мне часто говорили: Юрий Гаврилович, а почему вы на народного артиста не подаете? Но я же заслуженный артист в самом высоком искусстве – мышления. А вы мне предлагаете народного. Да и чем можно наградить творца, который остановил страну у пропасти идиотизма, когда противостоял телевизионным рукомахателям?..
ПО ПУТИ МАГОМЕТА
Удержать такую страну, как наша, от идиотизма – задача не из легких, и потому в биографии артиста есть нечто гоголевское. Во всяком случае несколько лет назад жена сожгла рукопись его первогo произведения.