Горький и евреи. По дневникам, переписке и воспоминаниям современников - стр. 86
Итак, Ницше уравнивает иудеев и христиан в Духе, делая этим нелепой всю экзегетику христианского антисемитизма. При этом, однако, выделяя евреев как особую расу, он, таким образом, несомненно, закладывает основу для обоснования расового антисемитизма.
Отметим также, что:
Непростительное преступление евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти и дала возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе [ЭЕЭ/article/12989].
В книге «По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего» Ницше прямо обвиняет евреев в совершении ими подмены духовных ценностей, на которых зиждется современная европейская этика и мораль:
<…> «избранный народ среди народов», как они сами говорят и думают, – евреи произвели тот фокус выворачивания ценностей наизнанку, благодаря которому жизнь на земле получила на несколько тысячелетий новую и опасную привлекательность: их пророки слили воедино «богатое», «безбожное», «злое», «насильственное», «чувственное» и впервые сделали бранным слово «мир». В этом перевороте ценностей (к которому относится и употребление слова «бедный» в качестве синонима слов: «святой» и «друг») заключается значение еврейского народа: с ним начинается восстание рабов в морали [НИЦШЕ (IV). С. 315].
В трактате «К генеалогии морали», где Ницше делает попытку проанализировать ценность самих же моральных ценностей: «нам необходима критика моральных ценностей, надо, наконец, усомнится в самой ценности этих ценностей», он утверждает, что:
Евреи, напротив, были тем священническим народом ressenti-ment[71] par excellence[72], в котором жила беспримерная народно-моральная гениальность; достаточно лишь сравнить с евреями родственно-одаренные народы, скажем китайцев или немцев, чтобы почувствовать, что есть первого ранга, а что пятого. Кто же из них победил тем временем, Рим или Иудея? Но ведь об этом не может быть и речи: пусть только вспомнят, перед кем преклоняются нынче в самом Риме как перед воплощением всех высших ценностей – и не только в Риме, но почти на половине земного шара, всюду, где человек стал либо хочет стать ручным, – перед тремя евреями, как известно, и одной еврейкой (перед Иисусом из Назарета, рыбаком Петром, ковровщиком Павлом и матерью названного Иисуса, зовущейся Мария). Это весьма примечательно: Рим, без всякого сомнения, понес поражение [НИЦШЕ (IV). Т. 1. С. 436].