Размер шрифта
-
+

Горизонты будущего - стр. 61

Центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос о месте человека и жизни во Вселенной. Во все времена человечество искало ответ на этот вопрос; и в разные эпохи, в различных культурах и традициях оно находило на него разные ответы, привлекая для этого искусство, религию, философию и науку.

Мы живём в эпоху научно-технического прогресса, и ответ на этот вопрос, в первую очередь, даёт наука. В начале 70-х годов двадцатого столетия Сергей Иванович Сухонос [6, 7, 8] обнаружил удивительные закономерности масштабного устройства Вселенной.

Он установил, что иерархическое устройство нашего мира имеет строго упорядоченный, периодический характер, что во Вселенной действуют объективные законы подобия микро-, макро- и мегамиров. И если вплоть до Н. Коперника наука рассматривала мир человека как центральную область Вселенной, причём центральную не только в геометрическом, но и событийном, физическом смысле, то после Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея взгляд на этот вопрос претерпел дьявольски кардинальное, революционное изменение.

Люди в средние века полагали, что их мир – это поверхность плоской Земли, плавающей на китах в Мировом океане и накрытой звёздным куполом. Как воспринимал сам себя человек той поры во Вселенной? А воспринимал он свой мир как центр Вселенной. Ведь планеты и звёзды вращались вокруг этого мира, даже яркое Солнце поднималось над горизонтом и уходило за него по кругу, в центре которого (в любой точке Земли) всегда был наблюдатель. Да и весь космос «был на службе» у человека:

Солнце освещало и грело Землю, ночью Луна светила в темноте, звёзды подсказывали путь мореплавателю, планеты – судьбу правителю, кометы предупреждали о грядущих катаклизмах. Вот уж действительно «всё – на благо человека, всё – во имя его». Большинство людей верили, что такое замечательное, уютное, разумное и удобное мироустройство возникло благодаря Творцу, который создал этот мир для человека.

Поэтому если говорить только о материальном мире Вселенной, то тут сомнений не было многие века: человек всегда находился в центре физического мироздания. Геометрия и физика, вся связь космических событий с земными – всё подтверждало древнему человеку, что это так. Поэтому древнему человеку даже в голову не приходило, что космос – это бескрайние пустые просторы, что любая звезда в миллионы раз больше Земли, что ничего, кроме Луны, на самом деле вокруг Земли не вращается. Вот тут возник дьявольский соблазн познания добра и зла.

Если теперь посмотреть на теорию Коперника под этим углом зрения, то окажется, что главным в ней было не изменение физического принципа вращения планет и светил, а то, что она полностью разрушала идею центрального положения мира человека во Вселенной. Тем самым она ломала стержень древнего мировоззрения. (Недаром Церковь столетиями активно боролась с учением Коперника.)

Страница 61