Размер шрифта
-
+

Гомель и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 13

В 1926-м году евреев в Гомеле было 37 475 человек или примерно 44 процента от всех жителей населения города. Многие из них были заняты в кустарной кооперированной промышленности. Имел место существенный рост числа евреев, занятых в учебных заведениях и госучреждениях.

В 1928-м -1939-м годах были созданы новые заводы и фабрики, на которых евреи трудились в качестве мастеров, руководителей производств, инженеров.

В 1920-м—1929-м годах имело место функционирование еврейского педагогического техникума, вечерней еврейской школы, еврейской партшколы. До Второй мировой войны работали школы (государственные), в которых предметы велись на идише. Если говорить о религиозной жизни евреев, то она всего лишь теплилась. Верующие евреи иногда тайно собирали молитвенные собрания (миньяны).

В 1939-м году евреев в Гомеле числилось 37 100 человек.


Об отношении к евреям Гомеля со стороны «советов»


После того, как в 1917-м году произошла Февральская революция, евреев впервые без всяких ограничений допустили к выборам в органы местного самоуправления. Гомельской Думой были приданы идишу равные с остальными государственными языками права, в том числе это касалось и официального делопроизводства. В 1917-м году (в августе месяце) исполком горсовета Гомеля возглавил Л. Эвентов, являвшийся членом ЦК ОЕСРП (Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия), а позже – доктором наук и членом-корреспондентом АН Союза ССР.

Шло развитие еврейской культуры. В 1920-е годы еврейская культура и образование на идише поддерживались советской властью и создавались «Евсекции» РКП (б). Но в то же время власть запретила все остальные политические партии в том числе «Поалей-Цион» и «Бунд». Власть также не одобряла преподавание на языке иврите. Все синагоги постепенно оказались закрыты.

В 1926-м году в Гомеле произошла активизация подпольной сионистской молодежной организации «Ха-Шомер – Ха-Цаир», за которую серьезно взялись власти. Активистов-«шомеров» стали массово арестовывать и сажать в тюрьмы. Помощь репрессированным оказывалась палестинским кибуцем. В 1920-е годы в городе также наблюдались проявления активности движения «Гехолуц», религиозной партия «Мизрахи» и популярного спортивного общества «Маккаби».

«Советы» стремились к противостоянию сионистам, по этой причине и происходило их содействие развитию идиша. Даже «Гомельскую правду» выпускали в те времена не только на русском, но и на идише. В Гомеле работали еврейские школы и, кроме того, было осуществлено открытие Еврейского педагогического техникума.

Страница 13