Размер шрифта
-
+

Голоса тишины

1

«Мадонна» Чимабуэ хранится в галерее Уффици (Флоренция). Настоящее имя Чимабуэ – Ченни ди Пепи (ок.1240–1302). По традиции, восходящей к Данте и Вазари, этот тосканский художник и мозаичист считается учителем Джотто. Другие произведения Чимабуэ: «Распятие» (Ареццо), фрески Ассизи, «Маэста» (Уффици, Лувр), «Распятие» (Санта Кроче, Флоренция).

2

«Афина Паллада» (греч. – дева). Согласно легенде, это прозвище дано Афине в честь подруги юности, нечаянно убитой во время игр. По описаниям, известны статуи Фидия в Афинском Акрополе: «Афина Промахос» (-454), «Афина Лемния» (-450), «Афина Парфенос» (-438).

3

Концепция Мальро была критически встречена историками искусства. Александрийский Мусейон (а также библиотека) были основаны при Птолемее I (367–283 до н. э.) одним из военачальников Александра Македонского. Музеи – не нововведение Запада; старейший музей мира, хотя и частный, существовал в Японии.

4

Речь идёт о картине Тициана «Карл V в битве при Мюльберге», 1548 (Прадо). «Мужчина в каске» – этот портрет относят к школе Рембрандта; портрет Тициана «Юноша с перчаткой» находится в Лувре.

5

Палладиум – здесь щит; залог.

6

Королевский портал Шартрского собора – один из скульптурных шедевров готики (XII в.); древнейшая коллекция витражей XIII в., в том числе «Богоматерь с младенцем».

7

Фрески Ареццо – цикл фресок «История Истинного Креста» в церкви Сан-Франческо (начало XIII в., Ареццо, Тоскана), шедевр Пьеро делла Франческа (1416–1492).

8

Салон – традиция и само название Салонов восходит к первой выставке живописи, открытой Королевской академией живописи и скульптуры в 1667 г. в Лувре, по инициативе министра финансов Франции Кольбера (1616–1683). В «Салоне Карре» («Квадратный Салон», 1737 г.) в XVIII в. имели право выставлять свои произведения только члены Королевской академии, в XIX в. – Академии художеств: салоны стали оплотом академизма. В 1863 г. Наполеон III открыл «Салон Отверженных»; в 1884 г. «Салон Независимых» принял живописцев, обозначивших новые тенденции в искусстве. См. «Салоны» Дени Дидро, Шарль Бодлер посвятил Салонам многочисленные статьи.

9

Орлеанская галерея – видимо, речь идёт о части огромного наследия Орлеанского дома, которое Людовик XVIII передал Луи-Филиппу Орлеанскому, главе младшей ветви династии Бурбонов (1773–1850 гг.). После принятия закона 1825 г. о выплате около одного миллиарда франков бывшим эмигрантам он умножил это богатство. Шарль Бодлер писал, в частности: «Эти Орлеанские довольно отвратительны и поклоняются Молоху». (Baudelaire. Oeuvres completes. Paris, II. Gallimard. Bibliotheque de la Pleiade, 1976. P. 927).

10

«Вывеска лавки Жерсена» – художественное завещание Антуана Ватто (1684–1721 гг.). Созданная для лавки продавца картин Э.-Ф. Жерсена, эта «воображаемая галерея» продолжает традицию «картины в картине».

11

Имеется в виду эстетика классицизма.

12

Рени Гвидо (1575–1642) работал над фресками Квиринальского дворца (1610) и церкви Санта-Мария Маджоре в Риме; автор знаменитой фрески «Аврора» (1613–1614), блестящий представитель Болонской школы.

13

«Прибытие Марии Медичи в Марсель» – одна из 27 картин Рубенса, созданных для галереи Марии Медичи Люксембургского дворца в Париже (ныне хранится в Лувре).

14

Подобным образом действуют выставки, охватывающие совокупность творчества. Но они временные; кстати, возникли они в результате сходной эволюции восприятия. Великие романтики выставлялись в Салоне, куда наши великие современники посылают свои полотна исключительно из благорасположения. Став персональной, сама выставка изолирует художника (прим. А. Мальро).

15

Фридрих II Гогенштауфен (1192–1250), внук Фридриха I Барбароссы, император Священной Римской империи, король Иерусалима, король Сицилии. Поощрял развитие наук, литературы и искусств; основал университет в Неаполе (1224).

16

Колонна Траяна – произведение Аполлодора Дамасского, греческого архитектора и инженера (ок. 60–129), в честь побед императора Траяна в Дакии; была установлена на Форуме Траяна в Риме: высота 38 м; спиральная лента рельефа колонны из 22 витков длиной около 200 м изображала до 2500 фигур и заканчивалась дорической капителью, на которой возвышалась статуя Траяна; с XVI в. – заменена статуей апостола Петра.

17

…Танагрская статуэтка… Город Танагра в Древней Греции (Беотия) славился своими статуэтками из терракоты (VI–IV вв. до н. э.), характерными для раннего эллинистического периода.

18

Утрехтская псалтырь (ок. 820) – первая из сохранившихся на Западе иллюстрированных псалтырей. Общее число рисунков – 165; каждому псалму соответствуют рисунок, пояснение к тексту. Этот тип миниатюры, некий каллиграфический орнамент, который переходит к повествовательному изображению жизни.

19

Ника Самофракийская (III–II вв. до н. э., Лувр) – статуя крылатой победы; обнаружена в 1863 г. во время раскопок на греческом острове Самофрака в Эгейском море; одно из ярких произведений ранней эллинистической пластики. Была воздвигнута в честь победы, одержанной на море Деметрием Полиоркетом (ок. 336–283 до н. э.).

20

В 1879 г. французский промышленник и эрудит Эмиль Гиме основал в Лионе музей, где была выставлена значительная коллекция предметов искусства Китая, Индии, Японии. Перенесена в Париж в 1945 г.

21

Реймсский собор строился на протяжении всего XIII в. (Жан д’Орбе, Жан де Лу, Робер де Куси). Одно из великих творений высокой готики. На протяжении веков в соборе короновались французские короли. Во время двух мировых войн собор получил серьёзные повреждения.

22

Пещеры Элефанты, небольшого острова Бомбейской бухты (Индия): там находятся гроты, выдолбленные в VIII в. и украшенные великолепными, иногда гигантскими, скульптурами.

23

Махешамурти – образ трёхликого Шивы, соединение богов Брахмы, Шивы и Вишну, олицетворяющих творение мира, хранение мира и разрушение мира в конце мирового цикла.

24

Пещеры Аджанты – буддийские храмы (III в. до н. э.-VII в. н. э.), один из художественных ансамблей Центральной Индии (всего 29 пещер вырублены в почти отвесных скалах, пышно декорированы скульптурой, монументальными росписями; имеется бесчисленное количество статуй Будды).

25

Прекрасный Бодхисатва – в буддийской мифологии человек, который принял решение стать Буддой; он даёт обет помогать людям и всем живым существам.

26

Миниатюра Лимбургов – братья Поль, Жан и Эрман Малуэль из Лимбурга, фламандские миниатюристы начала XV в., авторы миниатюр «Роскошного часослова герцога Беррийского» (1413–1416); работа была завершена Жаном Коломбом (1485–1489 гг.).

27

Коллективный портрет регентов госпиталя (приюта) св. Елизаветы в Харлеме (1641) Франса Халса (1581–1666) завершает собой развитие данного жанра не только в живописи Халса, но и в голландском искусстве в целом.

28

В картинах «Триумф сардинки» и «Похороны сардинки» Франсиско Гойя запечатлел гротескные моменты старинного народного испанского обычая, когда в конце карнавала перед великим постом полная необузданного веселья толпа устраивала, в частности, похороны сардинки, заменявшей жареную свинью.

29

Россо Джованни Баттиста ди Якопо, называемый Фиорентино (1494–1540) – итальянский художник и декоратор. Во Франции, куда он приехал по приглашению Франциска I, создал оригинальный декоративный ансамбль во дворце Фонтенбло (1533–1537).

30

Пределлы Анджелико… – Анджелико фра Джованни ди Фьезоле (прозвище – Беато Анджелико, около 1400–1455 гг.) – итальянский художник, работал во Фьезоле, Брешии, Флоренции, Риме (Ватикан), Орвьето… Пределлы (от ит. – ступенька, подножие) – нижняя часть алтарной картины, обычно разделённая на мелкие панно, представляющие серию сюжетов.

31

Речь идёт о Бартелеми д’Эйке, миниатюристе, сформировавшемся под влиянием нидерландской школы и работавшем при дворе короля Рене I Доброго с 1450 по 1470 гг. Он создал миниатюры к роману, написанному королём, – «Книга Сердца, любовью охваченного» (1457 г.).

32

Триптих Бродерлама… – Мельхиор Бродерлам – фламандский художник из Ипра (ум. после 1409 г.); с 1385 г. – придворный художник герцога Бургундского Филиппа Смелого; создал боковые части заалтарной картины монастыря Шанмоль. В европейском искусстве готики того времени ощущалось влияние северной традиции, характерное для так называемой бургундской школы.

33

Фуке Жан (ок. 1420–1477, или 1481 г.) – французский художник и миниатюрист, сформировавшийся под влиянием парижских и итальянских мастеров; был придворным художником Карла VII, а с 1474 – Людовика XI. Фуке принадлежит «Портрет Карла VII», «Портрет Жювенеля Дезюрсена, канцлера Франции»; так называемый «Меленский диптих» и др. произведения.

34

Мастер «Роанского часослова» – автор 65 миниатюр манускрипта (ок. 1420 г.), в котором средневековые изобразительные традиции сочетаются с трагической и мистической выразительностью.

35

Евангелиарий Эбо архиепископа Реймсского (816–835, Библи отека Эперне, Франция). Евангелиарий был переписан в аббатстве Отвилье и украшен рисунками, в которых искусство каролингской миниатюры приобрело своеобразные черты: изображённые евангелисты охвачены беспокойством, глаза их широко открыты, одежда будто дрожит.

36

Фрески Тавана… – Знаменитый ансамбль фресок первой половины XII в. в церкви Сен-Никола (ок. 1124 г.) коммуны Эндрэ-Луар; представляет сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

37

«Апокалипсис Анже» – 90 ковров, из которых сохранились 69; это был заказ герцога Людовика I Анжуйского, выполненный французским торговцем Никола Батайем (конец XIV в.). Рисунки ковров заимствованы из манускриптов.

38

«Дама с Единорогом» – ансамбль из шести шпалер (1484–1500 гг.), сотканных по рисункам парижского анонимного художника. В каждом панно на фоне орнамента из мелких цветов и животных изображена молодая женщина в окружении геральдических эмблем, в частности, льва и единорога (Национальный музей Средних Веков, Париж).

39

Фрески Сен-Савена (имеется в виду Сен-Савен кантона Вьенн, округ Монморийон) в монастырской церкви XI–XII вв. пуатвинского стиля, шедевр романской живописи.

40

Раскопки в Луристане (Иран) вскрыли участок цивилизации железного века, в частности, предметы, украшенные изображениями диких животных (I тыс. до н. э.).

41

Коптская ткань… – Один из памятников художественного ремесла (II–III вв.) греко-римского и византийского стиля, сложившегося среди христиан на территории Египта до завоевания его арабами, а также на территории Эфиопии.

42

Статуя-колонна (например, в Шартрском соборе) завершает собой развитие романского стиля. Помещённые на консолях статуи разделены тонкими стволами полуколонн; удлинённые фигуры святых воспринимаются почти как продолжение резных узоров; в стремлении подчинить человеческие фигуры архитектурным формам проявляются такт и чувство меры.

43

«Портрет папаши Танги» – созданный в 1888 г. Ван Гогом портрет продавца красок с улицы Клозель в Париже, одного из основателей картинных галерей, выставлявших для обозрения и продажи картины современных художников. «Подсолнухи» – серия картин Ван Гога.

44

«Голубая» «Богоматерь с младенцем» Шартрского собора – см. комментарий 6 к части 1.

45

«Древо Иессеево» Шартрского собора (XII в.) – генеалогическое древо Христа, иллюстрирующее пророчество Исаии (о Мессии как происходящем от «корня Иессеева» (Ис. II, I). Иессей – отец царя Давида (Мф. 1; 6).

46

Отёнский тимпан – поле фронтона Отёнского собора Сен-Лазар (1120–1132 гг.), шедевр романского стиля, изображающий Страшный суд; приписывается бургундскому скульптору XII в. Жислебертусу (или Жильберу).

47

Вероятно, речь идёт о Джованни (Джамбеллино) Беллини (ок. 1433–1516 гг.), младшем из трёх итальянских художников династии Беллини, который, интегрировав таких мастеров, как Мантенья, Пьеро делла Франческа в венецианскую духовную традицию, открыл путь великим венецианцам.

B 1562–1566 гг., по заказу религиозного братства Скуола ди Сан-Рокко, Тинторетто (1518–1594 гг.) выполнил обширный декоративный ансамбль, включающий более пятидесяти композиций и составивший его «подлинную Библию» («Апофеоз Сан-Рокко», «Распятие» и др.). С перерывами – росписи Скуола ди Сан-Рокко он продолжал до 1587 г. («Бегство в Египет», «Благовещение», «Рождество» и др.).

48

В Муассаке, в древней церкви Сен-Пьер (XI–XV вв.) тимпан (1100–1130 гг.) и капители внутренних монастырских галерей считаются шедеврами романской скульптуры. Тимпан над входом в высоком рельефе представляет мистическую сцену из Апокалипсиса; старцы поклоняются Христу во славе.

49

Перечисляются шедевры готики: собор Нотр-Дам в Санлисе (начало 1153 г.), портал, прославляющий коронование Богоматери, стела XIII в.; Амьенский собор (XIII в.), самый большой во Франции, один из шедевров высокой готики, построен Робером де Люзаршем. Фасады украшены замечательными скульптурами («Прекрасный Бог»), ансамбль главного фасада создан в 1225–1236 гг. В тексте, видимо, намёк на небольшие рельефы, изображающие пороки и добродетели, знаки зодиака и месяцы года, старца, косаря и т. д.

50

В Умбрии обучался живописи Рафаэль (Урбино, 1483 – Рим, 1520 г.).

51

Живопись Сун относится ко времени правления нескольких династий в Китае, самая известная из которых Северная Сунская династия (960–1127 гг.), основанная Цао Куангином (927–976), – один из наиболее значительных периодов развития китайского средневекового искусства.

52

«Портрет Минамото Ёритомо» – наиболее интересный из сохранившихся мемориальный портрет могущественного феодала, исполненный художником Фудзивара Таканобу (1142–1205 гг.) так называемого периода Камакура (1185–1333 гг.) в Японии.

53

Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) в трагедии «Персы» рассказал о битве при Саламине, острове у восточного побережья Аттики, в заливе Сароникос Эгейского моря, в 480 г. до н. э., в результате которой персидский военный флот был полностью разгромлен греками под командованием Фемистокла (ок. 525–460 гг. до н. э.).

54

Вероятно, речь идёт о знаменитых мраморных фронтонных группах храма Афины Афайи (480 г. до н. э.) на острове Эгина в Сароническом заливе. Они были найдены в сильно разрушенном виде и реставрированы датским скульптором Торвальдсеном (начало XIX в.). Кроме острова Эгина и Афин, хранятся в Глипотеке Мюнхена. Свидетельство расцвета искусства скульптуры на острове.

55

Музей Гревена… – Музей восковых фигур, создан в Париже в 1882 г. Альфредом Гревеном.

56

…Живопись в эпоху Перикла… – Афины в это время (ок. 495–429 гг. до н. э.) стали центром блистательной цивилизации. Не дошедшая до нашего времени живопись, судя по высказываниям древних авторов, носила монументальный характер и создавалась в архитектурном ансамбле. Существовала великолепная вазопись, где краснофигурная роспись приходила на смену чернофигурной; свободно моделировалось человеческое тело, движения. Лекиф (первоначально сосуд для масла) использовался далее в погребальных церемониях.

57

Фидия (ок. 490–430 гг. до н. э.) и Праксителя (ок. 390–330 гг. до н. э.) разделяет столетие.

58

Всадники Акрополя… – Фриз Парфенона, на котором в классическом рельефе изображено шествие юношей-всадников; ни один мотив движения не повторяется, оно развивается стремительно в волнообразном ритме.

59

Брак Жорж (1882–1963 гг.) – французский художник, один из основателей кубизма. Вероятно, имеется в виду строгая гамма коричневых, серых и блёкло-зелёных тонов или оркестровка приглушённых оттенков палитры Брака 20–30 гг. XX в.

60

Тимпан Везле… – Речь идёт о базилике Сент-Мари-Мадлен (XII в.), выдающемся памятнике романской бургундской архитектуры, в частности, о притворе и трёх порталах с богатыми скульптурными украшениями. Во времена Столетней войны (1337–1453 гг.) памятник был серьёзно повреждён; восстановлен архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком (1814–1819 гг.).

61

Слютер Клаус (1350–1406) – скульптор родом из Нидерландов; в 1385 г. поступил на службу к герцогу Бургундскому. Работал над созданием монастыря Шанмоль в Дижоне, где создал поразительные по силе реализма произведения, шедевры европейской скульптуры своего времени (статуи Моисея, пророка Исайи – так называемый «Колодец пророков»).

62

Малуэль Жан (ум. около 1419 г.) – французский художник родом из Нидерландов. Ему приписывается так называемая «Круглая Пьета» (ок. 1400 г.), где сочетание красок и утончённость графической манеры восходит к традиции парижской миниатюры, а трактовка фигуры Христа – к фламандской; тем самым художник способствовал разработке своеобразного франко-фламандского стиля.

63

Имеется в виду «Мадонна с младенцем» Жана Фуке, моделью которой, возможно, послужила Аньес Сорель (ок. 1450), возлюбленная Карла VII.

64

Юлий II (Джулиано делла Ровере, 1443–1513 гг.) – папа римский. Известен как меценат, собравший в Риме величайших художников. Реконструкция собора Сан-Пьетро происходила по плану Браманте; к работам в Ватиканском дворце были привлечены Микеланджело (Сикстинская капелла), Рафаэль (Станцы), Перуджино и др. В Ватикане сосредоточились коллекции произведений античного искусства.

65

Госсарт Ян (ок. 1478–1535 гг.) – фламандский живописец, работавший, в частности, в Риме, Флоренции и Венеции; покорённый итальянским искусством, пропагандировал достижения живописи Возрождения.

66

Скьявоне (Андреа Медулич, ок. 1518–1563 гг.) – итальянский художник родом из Далмации; испытывал влияние Тициана, Джорджоне, Пармиджанино.

67

Очевидно, речь идёт о скульпторах восходящей к концу V века сложной истории создания аббатства и базилики Сен-Дени, которые благодаря аббату Сугерию (ок. 1081–1151 гг.) участвовали в гигантской архитектурной реконструкции Сен-Дени в готическом стиле (1122–1144 гг.).

68

Бернар Клервоский (1090–1153 гг.) – французский теолог, влиятельное лицо христианского Запада, советник римских пап; основатель аббатства и монастыря в Клерво (1115 г.); канонизирован в 1173 г.

69

Имеются в виду фрески Джотто ди Бондоне (1266–1337 гг.) в капелле Скровеньи дель Арена в Падуе: «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды» и др. (1303–1305 гг.).

70

Тема расписанных Рафаэлем ватиканских станц – четыре области духовной деятельности человека; «Афинская школа» олицетворяет философию.

71

Тициан Вечеллио родился в Пьёве ди Кадоре (ок. 1490 г.) – умер в Венеции в 1576 г. Когда Гвидобальдо делла Ровере, герцог Урбинский, заказал Венеру Тициану, художнику было примерно 48 лет; «Венера Урбинская» (1538 г.) хранится в галерее Уффици во Флоренции.

72

Имеются в виду картины Босха «Фокусник» и «Искушение св. Антония» (ок. 1510, Прадо).

73

В 1601 г. французский король Генрих IV основал ковровую мануфактуру, ставшую в 1661 г. мануфактурой гобеленов (по имени династии красильщиков). Среди художников, расписывавших картоны для гобеленов, были Пуссен, Ватто, Буше и др.

74

Моделью «Женщины, совершающей свой туалет» (Лувр) считается Лаура ди Дианти, возлюбленная герцога Феррарского.

75

Упоминаемые картины Франса Халса – «Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 г.), «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 г.), «Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме» (1641 г.).

76

Речь идёт о фреске Пизанелло (ок. 1395–1455 гг.) «Св. Георгий освобождает дочь трапезундского царя» (1431 г.); церковь Санта-Анастазия, Верона.

77

«Прибытие царицы Савской к царю Соломону» (1452–1466 гг., Ареццо, церковь Сан-Франческо) – фреска Пьеро делла Франческа.

«Паломничество на остров Киферу» (1717 г.) – картина Антуана Ватто.

78

Кузен Жан (ок. 1490–1561 гг.) – французский живописец, рисовальщик, скульптор и гравёр, представитель маньеризма («Милосердие», «Ева Прима Пандора»).

79

Центром школы с 1526 г. стал замок Фонтенбло. Рафинированное искусство, в котором заметную роль, по инициативе короля Франциска I, играли итальянские художники (Россо Фиорентино, Ф. Приматиччо и др.), повлияло на творчество Ж. Кузена и других французских живописцев.

80

«Жнецы», «Спуск в погреб» (1537 г.) – произведения французского художника XVI в. Жана де Гурмона, о жизни которого мало что известно; он автор более двадцати эстампов, в том числе таких, как «Избиение младенцев», «Св. Себастьян» и др.

81

Карон Антуан (ок. 1521–1599 гг.) – французский живописец, рисовальщик и гравёр, сформировавшийся под влиянием творчества итальянских художников школы Фонтенбло, принял эстетику маньеризма; был придворным художником Екатерины Медичи («Триумф зимы», 1569, и др.).

82

Аббате Никколо дель (ок. 1512–1571 гг.) – итальянский художник, работал в Парме, затем, с 1552 г., в Фонтенбло; представитель маньеризма.

83

Пьеро ди Козимо (Пьеро ди Лоренцо, 1462–1521 гг.) – итальянский живописец. За исключением пребывания в Риме в 1481 г., где он работал в Сикстинской капелле, никогда не покидал Флоренции. Его произведения отличают тонкая стилизация и сказочность образов («Симонетта Веспуччи», музей Конде, Шантийи).

84

Де Кирико Джорджо (1888–1978) – итальянский художник, крупнейший представитель метафизической живописи. Поклонник Ницше, с 1911 г. был знаком с Пикассо и Аполлинером. Он порвал с традиционными темами, предметами, поисками изобразительности. Сохраняя в целом представления о пространстве, он изображал перспективы под надуманным углом зрения, вызывая некие нелогичные предчувствия; пытаясь раскрыть «тайный», «магический» внутренний мир, опровергал привычный порядок действительности, иррационально группируя предметы, фрагменты, лишая их принадлежности человеку. По определению Андре Бретона, в картинах де Кирико предмет прилагается только в зависимости от его символической жизни.

85

Здесь внезапно и сильно волнующий (от слова Пан).

86

В мифологическом времени прародительницы и прародители – персонажи эпохи первотворения, связанные с происхождением людей. Среди них – тотемные первопредки, зооморфные и антропоморфные существа. Постепенно они сливались с космическим образом бога-творца. Прародительницы соотносимы с образом богини-матери.

87

Панафинеи – в Древней Греции праздник в честь богини Афины.

88

«Ночь», а также «Утро», «День», «Вечер» – символы быстротекущего времени, четыре аллегорические фигуры в усыпальнице Медичи (церковь Сан-Лоренцо во Флоренции), построенной целиком по проекту Микеланджело. Вот как он прокомментировал в своих стихах фигуру «Ночи»:

Молчи, прошу, не смей меня будить!
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Перевод Ф. И. Тютчева)

В стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Вечерние сумерки» (Le Crepuscule du Soir) также звучит трагический мотив ночи – приближающейся смерти, хватающей за горло тех, кто так и не узнал тепла домашнего очага.

89

Амфитрита – в греческой мифологии супруга Посейдона, властительница моря (изображена на полотнах Рубенса, Пуссена, Тьеполо).

90

Пьета из Вильнёв (La Vierge de misericorde, 1452 г.) – алтарная картина, созданная Ангерраном Картоном (известен с 1444 по 1466 гг.) по заказу монастыря Вильнёв-лез-Авиньон. Картону принадлежит также «Увенчание Богоматери» (1453–1454 гг.). Оба произведения отличает оригинальность так называемого «провансальского стиля».

91

Жирардон Франсуа (1628–1715 гг.) – французский скульптор, представитель классицизма (скульптурные группы в Версале, гробница Ришельё).

92

Уччелло Паоло ди Доно (1397–1475 гг.) – итальянский живописец Раннего Возрождения, мозаичист, ювелир, мастер витражей. Ему принадлежит множество открытий в области техники живописи, средств художественной выразительности («Битва при Сан-Романо», 1456–1460, Уффици, Лувр; «Св. Георгий и дракон», Париж; «Легенда об осквернении просфоры», 1467–1469, Урбино).

93

Гверчино Джованни Франческо Барбьери (1591–1666 гг.) – итальянский живописец и гравёр; учился в Болонье, испытал влияние венецианской традиции; Караваджо и др. Сильный лирический и драматический темперамент («Мученичество св. Петра», 1619; «Смерть Дидоны», 1630 г.).

94

Лагаш – древнейший город Месопотамии; раскопки (с 1877 г.) привели к открытиям, относящимся к Шумеру (ок. 3000 г. до н. э., юг современного Ирака).

95

«Мистический Агнец» (полное название: «Поклонение Мистическому Агнцу», 1426–1432 гг., собор Сен-Бавон в Генте) – знаменитая алтарная картина, начатая, по преданию, старшим из братьев ван Эйков Хубертом (ок. 1370–1426 гг.); полностью осуществлена Яном ван Эйком (ок.1390–1441 гг.).

96

Рогир ван дер Вейден (ок. 1399–1464 гг.) – фламандский живописец с 1435 г. – официальный художник г. Брюсселя (полиптих «Страшный суд», около 1443–1452; «Снятие с креста», около 1439, Прадо; замечательные портреты).

97

«Кермесса» – картина Рубенса (ок. 1635–1636, Лувр) – символ величия Фландрии и её народа.

98

«Христос» Монреале… – Изображение Христа на мозаичном панно в соборе Санта Мария Нуова в г. Монреале, в восьми километрах от Палермо (Сицилия) в нормандском стиле (XII в.). Ниже располагается фигура Богоматери с младенцем.

99

«Мадонна в гроте» – монументальная алтарная композиция Леонардо да Винчи (1483–1486, Лувр).

100

Рок Атридов… – Имеется в виду миф о микенском царе Атрее, его сыновьях Агамемноне и Менелае (см. трагедии Эсхила «Орестея», Софокла «Фиест» и «Атрей»).

101

Речь идёт о сыне царя Фив. Брошенный младенцем в горах, а затем спасённый пастухом, Эдип убивает своего отца и женится на матери. Узнав, что сбылось предсказание оракула, он ослепляет себя (Софокл).

102

«Голова Эфеба» – работа скульптора Кресиля, одного из учеников Фидия.

103

«Коре Евтидикос», или «Кора, переданная в дар Евтидикосом» (VI в. до н. э., Акрополь).

104

Ведущую роль в искусстве XVIII династии (1580–1085 до н. э.) – период Нового царства – играли Фивы. Карнакский и Луксорский храмы, храм царицы Хатшепсут, где, например, свыше двухсот статуй, построил Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта. Замечательными памятниками скульптуры конца XVIII династии являются портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

105

Гесиод – древнегреческий поэт (Беотия, VIII–VII вв. до н. э.). Известен двумя поэмами: «Труды и дни» и «Теогония»; первая из них являлась для греческих земледельцев сводом житейской мудрости; вторая, в частности, представляет собой попытку привести в систему религиозные и мифологические представления и подготавливает почву для первых философских учений.

106

«Антология» – коллекция греческих эпиграмм, переложенных в византийскую эпоху. К концу IX в. Константин Цефалос составил такую антологию на основе предшествующих (I–VI вв. до н. э.); к 989 г. в так называемой «Палатинской антологии» было 5300 эпиграмм.

107

…Последние александрийские скульпторы… – Очевидно, скульпторы так называемой Неоаттической школы I в. до н. э. (Паситель, Менелай).

108

«Дельфийский Возничий» – одна из немногих подлинных древнегреческих бронзовых статуй, дошедших до нашего времени (часть большой скульптурной группы); создана пелопоннесским мастером, близким к Пифагору Регийскому (вторая четверть V в. до н. э., Археологический музей, Дельфы).

109

Курос Каливийский… – В скульптуре тип куроса – юноши, героя, воина – сложился на протяжении VII и начала VI вв. до н. э. (Пелопоннес). Здесь имеется в виду курос, хранящийся в Музее «Метрополитен» (Нью-Йорк).

110

Бурж – главный город департамента Шер (Франция). Возможно, имеются в виду скульптуры центрального портала (так называемый портал Страшного суда собора Сент-Этьен, конец XII – начало XIV вв.).

111

Афродита Сиракузская, копия скульптуры (III в. до н. э.) – в Музее Сиракуз.

112

Гадди Таддео (ок. 1300–1366 гг.) – итальянский живописец, более 20 лет работал вместе с Джотто в церкви Санта-Кроче (капелла Барончелли, Флоренция); написал фрески «Житие Богоматери» (ок. 1338 г.).

113

Сандро Боттичелли станет приверженцем Джироламо Савонаролы (1452–1498 гг.), настоятеля доминиканского монастыря во Флоренции, осуждавшего гуманистическую культуру и организовавшего сожжение многих произведений искусства.

Дж. Вазари (1511–1574 гг.), автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», не говорит о том, что утверждает Мальро. Вскоре после установления республики во Флоренции (1494 г.) Савонарола будет приговорён к смертной казни и сожжён. В 1510 г. всеми забытый Боттичелли умрёт.

114

Ансамбль буддийских пещерных храмов в провинции Шаньси (Китай). См. комментарий 41 к части 2.

115

Имеются в виду «Мадонна с младенцем» Микеланджело (Брюгге, Бельгия, церковь Нотр-Дам) и одна из последних его скульптур, называемая «Пьета Ронданини» (1555–1564, Кастелло Сфорцеско, Милан).

116

Речь идёт о базилике и аббатстве Сен-Дени (конец V века); аббате Сугерии. Реконструкции архитектуры в готическом стиле.

117

По заказу братства Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто выполнил более пятидесяти композиций (в 1518–1524 гг.): «Апофеоз Сан-Рокко», «Распятие» и др.

118

«Мученичество св. Маврикия» (1582–1584, Эскориал), «Погребение графа Оргаса» (1586 г.) – картины Эль Греко.

119

…Рассеянные палачи «Бичевания Христа»… – На этой картине Пьеро делла Франческа персонажи действительно выглядят «рассеянными» или «статичными», застывшими во времени.

120

См. Стендаль «Расин и Шекспир» (1823–1825 гг.). Работа Барреса «О крови, сладострастии и смерти» (см. главу, посвящённую Италии, в частности, музеям Тосканы).

121

Имеется в виду Эдвард Юнг (1683–1765 г.) – английский поэт-предромантик, автор написанной белым стихом «Жалобы, или ночных размышлений о жизни, смерти и бессмертии», 1742 г. Созданное после смерти жены и дочери поэта это произведение имело огромный успех в начале XIX в.

122

Торе-Бюргер Этьен Жозеф Теофиль – французский критик; раскрыл подлинное значение Вермеера в своём очерке (1866 г.).

123

«Пронзительное звучание Новых Гебридов»… – На острове Вате была обнаружена так называемая керамика Лапиты (1500 до н. э.) и гончарные изделия Мангдази (650 до н. э.). Названием Лапита обозначается полинезийская доисторическая культура.

124

Элджин Томас Брюс, граф Кинкардин (1766–1841 гг.) – британский дипломат; во время своего пребывания в посольстве в Турции перевёз в Британский музей часть фриза Парфенона (448–438 до н. э.).

Парки – богини судьбы в римской мифологии; в греческой – мойры.

125

…египетское искусство Древнего Царства… – т. е. периода IV–V династий (2720–2300 гг. до н. э.) фараонов Хеопса, Хефрена, Микериноса, Менкаура. Тогда были сооружены пирамиды Гизы. Столица была перенесена в г. Мемфис, отсюда – мемфисский стиль: гармония прямых линий и обширных симметрических масс; предпочитается барельеф; в эту эпоху начинает развиваться скульптура колоссальных размеров (Сфинкс); гробницы знати.

126

По-видимому, дело не в том, что Мальро отрицает соответствие драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз» (1838 г.) такому блестящему манифесту романтизма, как его Предисловие к драме «Кромвель» (1827 г.), и, напротив, видит такое соответствие в драме Поля Клоделя «Благовещение» (L’Annonce faite a Marie, 1912). Кстати, он забывает, что в Предисловии Виктора Гюго к «Рюи Блазу», его размышлениях о философии истории, как и у Клоделя в «Благовещении», содержатся идеи о дуализме мира, отмеченные христианством, вполне естественные для католического писателя, каковым являлся П. Клодель.

127

«Битва при Заре» – полотно Тинторетто (1585), заполоняющее всю стену во Дворце Дожей (Венеция), одна из первых исторических картин.

128

«Планы» меняются, когда кинокамера меняет место. Монтаж созидается из их последовательности: средняя длительность кадров в настоящее время – десять секунд (прим. А. Мальро).

129

Галлия Нарбоннская – одна из четырёх провинций Римской Галлии, основанная в 27 г. до н. э. императором Августом.

130

Багауды – галльские крестьяне, восставшие против римского владычества в III в., подавленные императором Диоклетианом, а затем Максимианом; вновь появились в V в. в Испании и Галлии и смешались с варварами.

131

…Персонажи на бургундских поясах… – Бургунды – германские племена, выходцы из Скандинавии, в результате бурной истории и долгих миграций заселившие прибрежные территории Роны и Соны, вплоть до Севенн (юго-восток Франции) и Средиземного моря (см. историю Бургундии). Здесь имеются в виду бронзовые пряжки на поясах, редкие экземпляры ремесленного искусства Галлии (VI в.).

132

Тенские рельефы… – Речь идёт о кельтском искусстве так называемой Тенской цивилизации второго железного века (ок. 450– 50 г. до н. э.); для него характерна схематизация, которая привела к декоративной абстракции (геометрическим и спиральным формам); керамика, украшения (торквес – шейные кольца у кельтов); оружие, монеты.

133

До VII в. Бретань называлась Арморик (Армор – «страна моря», до сих пор сохранилось название Армориканский массив).

134

Паризии – кельтское племя, обосновавшееся на острове Лютеция (теперь – Сите́ в Париже); завоевания римлян относятся к 52 г. до н. э.

135

Атребаты – племя бельгийской Галлии, обосновавшееся в Артуа (теперь департамент Па-де-Кале).

136

Массон Андре (1896–1987 гг.) – французский художник, рисовальщик, гравёр, работал в разных стилистических манерах (кубизм, сюрреализм, экспрессионизм).

137

Лемовицы – древнее галльское племя, проживавшее на территории Лимузена (в настоящее время – Лимож; в римскую эпоху – часть так называемой Аквитании).

138

Альтамира – пещера в Кантабрийских горах (Испания) с наскальными рисунками Мадленской культуры (поздний палеолит, ок. 15000-8000 лет до н. э.).

139

В Дордони… – Имеются в виду пещеры Лимей, Комбарель, Фон-де-Гом (Франция); шедевры искусства палеолита (Мадленская эпоха).

140

«Боги с молотком»… – Тор (Донар) – в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия. В Исландии была найдена бронзовая статуэтка бога Тора с молотом (ок. 1000 г.). Миниатюрные молоты, которые жертвовали Тору, – отражение скандинавского культа эпохи бронзы.

141

…выразительность голов… – Рокпертюз – место археологических раскопок в департаменте Буш-дю-Рон. В кельтско-лигурийском святилище III–II вв. до н. э. были найдены, в частности, фигура на корточках, двуглавый Гермес, выполненный в традиции статуй-менгиров (музей Борели, Марсель); Тараска – чудовище (музей Лапидер, Авиньон). В Антремоне (плато на севере департамента Экс-ан-Прованс) в 1946 г. были обнаружены развалины укреплённого города, столицы племени салиенов (начало IV в. до н. э.) и так называемые Отрубленные головы.

142

Эльче – город в Испании (Валенсия). В 1897 г. в церкви Санта-Мария (XVIII в.) была обнаружена «Дама из Эльче» (Археологический музей Мадрида) – женский бюст из песчаника V в. до н. э., возможно, произведение греческого скульптора.

143

Гандхара – древняя территория северо-запада Индии, севера Пакистана и запада Афганистана. Концепция Мальро относительно искусства Гандхары, так называемого «греко-буддийского», была встречена критически историками искусства, прежде всего, во Франции (Дютюи). Это искусство сложилось в результате влияния нескольких цивилизаций; полемика на эту тему продолжалась до недавнего времени.

144

Перевоплощение (лат. реинкарнация, санскрит – сансара) – переход через различные состояния, «круговорот» – в этико-религиозных воззрениях индийцев.

145

Веды – «священные книги», четыре собрания древнеиндийской литературы (две тыс. лет до н. э.).

146

Согласно интуиции Будды, любое существование приносит страдания, болезнь и смерть, а смерть приводит к новому существованию. И люди, и боги – пленники замкнутого цикла (сансара). Будда был первым, кто достиг осознания действительности, следствием чего является разрыв этого замкнутого цикла существования («Избежать колеса!») и достижение нирваны. Павлин, газель, обезьяна и другие животные относятся к зооморфным символам буддийской мифологии. Считается, что газели были первыми слушателями проповеди Будды. Поэтому над дверями буддийских храмов часто встречаются изображения двух газелей.

147

…(Проповедь)…Защитила мир состраданием… – Начало второй главы этой части – реминисценция книги «Жизнь Будды» (1959 г.) Аниля де Сильвы-Вижье, о чём подробнее рассказывается в «Антимемуарах» Мальро (1967–1972 гг.). Принц Сиддхартха, будущий Будда, потрясённый страданиями людей, впервые произносит проповедь в Оленьем лесу (др. перевод: Парк газелей).

148

…Ашока – правитель из династии Маурьев (268–232 гг. до н. э.); его государство простиралось на территории Индии и части Афганистана; покровительствовал буддизму.

149

Менандр – греческий правитель Пенджаба (у индусов – Милинда, около 160–140 гг. до н. э.), который прославился диалогами на философские и религиозные темы («Вопросы Милинды). Менандром называет его Плутарх.

150

Канишка – кушанский правитель Гандхары (последняя четверть I в. и первая четверть II в.); завоевав территорию от равнины Ганга до Бихара, дошёл до Аральского моря; обратился в буддизм. От того времени остались многочисленные памятники кушанского искусства, особенно рельефы и статуи.

151

…Бактрийское искусство… – Бактрия (Бактриана – историческая область Центральной Азии в бассейне среднего и верхнего течения Амударьи. Александр Македонский, женившийся на бактрианской принцессе Роксане, присоединил Бактрию к своей империи (325 г. до н. э.); после его смерти там были основаны несколько греческих колоний под властью Селевкидов. Ок. 250 г. до н. э. правитель Диодот основал независимое греко-бактрийское царство, которое затем пало под ударами кочевников (II–I вв. до н. э.). Бактриана объединилась с Кушанским царством. В процессе восприятия греческой культуры преобладающим оказалось всё же влияние местных культурных традиций.

152

Гелиогабал – древнесирийский бог Солнца. Его именем назвал себя римский император Элагабал (Секстус Вариус Авитиус Бассианус, 204–222 гг.); в отрочестве в Сирии он был служителем культа этого бога.

153

Гермес Криофор – Гермес, один из древнейших и многозначных богов; как бог скотоводства покровительствовал животным и часто изображался с бараном на плечах (стал прообразом Христа – Доброго Пастыря).

154

Сиддхартха Гаутама, Будда, был сыном влиятельного князя, родился в Капилавасту (юго-восточный Непал, ок. 536–480 гг. до н. э.). В возрасте 29 лет он покинул дворец в поисках Истины. Скорее философ, способный к реальному действию, чем религиозный деятель, он проповедовал самоотречение, сострадание ко всем живым существам, самозабвение – идеи, ставшие религиозными догмами и взволновавшие многие народы Азии.

155

Афон – «Святая гора» на одном из выступов Халкидского полуострова Греции (Македония); с X в. здесь были созданы два десятка монастырей, образовавших духовный центр православия.

156

Гранд Шартрёз – монастырь, основанный св. Бруно в 1084 г. в Альпах (Изер); монашеский орден предписывает монахам жить в кельях в крайней изоляции.

157

См. комментарий 108 к части 1.

158

…Фрески Бамиана… – Бамиан – город в центральном Афганистане на высоте 2500 м над уровнем моря; самое западное из буддийских поселений в долине между высокими скалами, где были высечены статуи Будды (III–IV вв.), среди них две гигантские (53 м и 38 м); разрушены талибами; там же – 750 монашеских келий украшены фресками и скульптурами (V–VII вв.).

159

Клюни – город французского кантона Сон-э-Луар; бенедиктинское аббатство (910 г.), обширнейшая по площади христианская церковь (нач. в 1088 г., до собора св. Петра в Риме). Богатая архитектура Клюни сыграла решающую роль в развитии романского искусства.

160

Виллар де Оннекур – французский архитектор и рисовальщик (первая половина XIII в.). С его именем связан манускрипт, содержащий серию из 325 рисунков, ценный документ по архитектуре и технике графики Средневековья.

161

«Реймсская улыбка» – изображение улыбающегося ангела (XIII в.), один из шедевров Реймсского собора.

162

…статуи гуптов… – династия гуптов на севере Индии (ок. 320–480 гг.) дала название одному из самых прекрасных стилей индийской скульптуры.

163

Будда Матхуры – это не лик Санчи… – Матхура (Уттэр Прадеш) – один из семи священных городов Индии, столица Кушанского царства (II в.); играл особую роль в религиозной истории, считается местом рождения Кришны (воплощения Вишну). Древнейший центр буддизма – Санчи (III–II в. до н. э.); ступы – хранилища реликвий.

Амаравати – другой центр буддизма, оказавший огромное влияние на дальнейшее его развитие в Индии и всей юго-восточной Азии.

164

Махешамурти Элефанты – см. комментарии 22 и 23 к части 1.

165

Юньган, Лунмынь – см. комментарий 41 к части 2.

166

…Магическая геометрия Цинь… – Имеется в виду архитектура Древнего Китая (III в. до н. э. – III в. н. э.) периода династий Цинь и Хань. От периода Цинь почти не сохранилось памятников, но представление о них дают литературные источники. В столице государства Цинь Сяньяне было около 300 дворцов, в которых важным конструктивным элементом была своеобразная система многоярусных деревянных кронштейнов (доу гун).

167

Не Danses de Mort (как в оригинале Мальро), а Danses macabres – словосочетание, выражавшее в Средние Века одну из трёх важнейших тем о конце всего сущего. Ни одна эпоха не навязывала человеку мысль о смерти с такой настойчивостью, как XV век. С плясками смерти, вовлекающими в свой хоровод людей, вторгался элемент, вызывавший приступы леденящего страха, предназначенный, в частности, для устрашения и назидания.

168

Живопись Сун – см. комментарий 51 к части 1.

169

Глаза в искусстве Вэй… – устремлённый в пространство взгляд широко расставленных глаз; о характере скульптуры вэйской эпохи (Северо-Вэйское царство, 386–584 гг.) дают яркое представление пещеры Юньгана и Лунмыня. Наиболее ранние пещеры (V в.) не имеют себе подобных: например, пятнадцатиметровая фигура Будды в 20-й пещере. Другие скульптуры Будды-Вэй – удлинённых пропорций, строго фронтальные – воплощают своей таинственной улыбкой и опущенными глазами мистическую веру приверженцев буддизма.

170

Кашгар – город на крайнем Западе Китая, в прошлом важный перевалочный пункт Великого шелкового пути.

171

Время правления династии Тан (21 император, 618–907 гг.) считается «золотым веком» Китая и небывалого расцвета искусства.

172

В VI в. (до 584 г.) Равенна была византийским владением в Северной Италии (так называемый Равеннский экзархат), форпостом против наступления варваров.

173

Валерия Мессалина – римская императрица (ум. в 48 г.), жена Клавдия I, знаменитая своим распутством, жестокостью, управлявшая империей вместо мужа.

174

Феофано – византийская принцесса, стала германской императрицей, вступив в брак с Оттоном II (955–983 гг.), германским императором. Он пытался утвердиться в качестве властителя Италии, но был разбит сарацинами (982 г.), что позволило славянам освободиться от германского господства к востоку от Эльбы.

175

Жизнь двенадцати цезарей описана Гаем Транквиллом Светонием (ок. 70–140). – Это Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан, Тит и Домициан.

Страница notes