Размер шрифта
-
+

Голливуд и его звезды - стр. 22

Она ненавидит слова «старость» и «пенсия», не разрешая произносить их у себя дома. «Не говорите, что я уже слишком стара, чтобы пробовать что-то новое. Дайте мне шанс».

Джуди никогда не прибегала к пластической хирургии. Она натуральна, она такая, какая есть. Она не стыдится своих морщин и провисшей под подбородком кожи. Более того – она считает их «фактором успеха». И не она одна – продюсеры, режиссеры, а за ними и зрители увидели в ее благородной, величественной старости «отражение духа исторической Британии».

К сожалению, кинематограф поздно открыл для себя и для нас эту незаурядную личность. Но упущенное было наверстано с лихвой – за плечами Денч участие в доброй сотне фильмов. В дюжине из них ею были сыграны главные роли. Наград и номинаций у нее так много, что их невозможно перечислить. Зато театру она принадлежит смолоду, всю свою жизнь. Театр – ее подлинная стихия.

Обожая рассказывать о себе всякие «забавности», она как-то шутя поведала, какую из своих ролей считает самой первой: «Когда мне было пять лет, на школьном утреннике я изображала улитку. На мне был коричневый костюмчик и трико, а отец смастерил для меня огромную раковину, с которой я и ползала взад-вперед по сцене».

Она по-прежнему играет на сцене – в том самом лондонском театре Old Vic Company, в котором в 1957-м дебютировала, благо в шекспировских пьесах есть не только Офелии и Джульетты, а англичане буквально помешаны на Шекспире. «За свою долгую карьеру, – говорит Джуди, – я сыграла практически все женские роли из шекспировских пьес». И добавляет: «Я не помню слова ни одной пьесы другого автора, но Шекспира могу цитировать целыми страницами».

Восемь раз Денч получала самую высокую театральную награду Соединенного Королевства – Премию Лоуренса Оливье (ни у кого не было больше). В прошлом году она в очередной раз выиграла премию The Critics Circle Theatre Awards – за роль Паулины в постановке пьесы Шекспира «Зимняя сказка». Ее называют лучшей театральной актрисой всех времён (по версии газеты The Stage), национальным достоянием Великобритании, к чему сама она относится с долей иронического скепсиса: «Достояние нации? Ненавижу этот ярлык, он пахнет пыльным шкафом». (Мы бы сказали: «нафталином».)

В нынешнем году «Ее величество актриса», подобно королеве Виктории и Елизавете II, отметила свой «Бриллиантовый юбилей» – 60 лет на театральной сцене.

Каждая ее новая роль становится явлением, принимается на ура, отчего Джуди с годами все острее ощущает свою ответственность перед зрителем.

«Чем большего ты достиг, тем большего от тебя ждут, – размышляет она вслух. – Если у тебя за спиной долгая карьера, и зрители связывают с твоим именем какие-то сильные впечатления, в каждой новой роли они ожидают от тебя чего-то еще более грандиозного. Так что с каждым разом выходить на сцену или сниматься становится всё страшнее. Но я использую этот страх как топливо, как горючее. Страх для меня – синоним энергии. Он должен мобилизовывать, а не парализовывать. Но самое страшное – это когда актеры без всякого волнения выходят на сцену и начинают механически произносить свой текст. Когда я замечу, что это происходит со мной, я немедленно покину профессию».

Страница 22